USD 82.6084 EUR 96.8644
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Как в таджикском колхозе появился свой Петергоф

Светлана ФРОЛОВА
Примерная стоимость строительства дворца — 50 миллионов рублей, но потратили всего 12, потому что дворец был построен методом «хашар» — «безвозмездный труд». Колхозники выделили эти деньги из своего дохода, потому что их колхоз был миллионером. Фото: Светлана Фролова
Примерная стоимость строительства дворца — 50 миллионов рублей, но потратили всего 12, потому что дворец был построен методом «хашар» — «безвозмездный труд». Колхозники выделили эти деньги из своего дохода, потому что их колхоз был миллионером. Фото: Светлана Фролова

История впечатляющего и самого народного Дворца культуры в бывшем Советском Союзе

«Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» — бессмертные пушкинские строки венчают фасад одного из самых внушительных зданий Таджикистана недалеко от Худжанда.

Гид в культурно-историческом дворце «Арбоб» имени Саидходжи Урунходжаева встречает нас на пороге впечатляющего строения в стиле сталинского ампира. Мы стоим на холме, а вниз спускается целый каскад фонтанов, что-то смутно напоминающий…

Главное — владеть собой

По словам Шарифахон, нашего гида, «арбоб» переводится на русский язык как «обладатель».

— Мы называем «арбобами» людей, у которых есть дисциплина, самоконтроль, почет и уважение, как у основателя этого великого дворца, дважды Героя Социалистического Труда Саидходжи Урунходжае­ва, — говорит Шарифахон. — Урунходжаев — основатель дворца, богатырь таджикского народа, и, когда вы увидите его одежду, вы и сами убедитесь, что он был реальным богатырем. Это была его идея, его мечта — построить такой шикарный дворец.

039-26-04_M.jpg

Фото: Светлана Фролова

По словам гида, идея у таджикского богатыря родилась в 1935 году, когда Урунходжаев находился в Москве по делам своего колхоза, в котором был руководителем. Решив все свои дела в столице, он посетил Санкт-Петербург и конкретно дворец «Петергоф». И, конечно, был восхищен его красотой. Вот тогда-то у Урунходжаева и зародилась мечта: когда он приедет на родину, построит хотя бы мини-копию «Петергофа» для свое­го колхоза. К сожалению, в тот же год возведение дворца не осуществилось, так как доход колхоза этого не позволял. Спустя несколько лет, в 1949 году, 22 маленьких и больших колхозов объединились, потому что все хотели видеть своим руководителем Урунходжаева. В итоге его назначили руководителем самого большого хозяйства в Таджикистане, в котором было свыше 20 тысяч людей. Для такого большого колхоза необходимо было административное здание, и в 1951 году строительство дворца началось.

039-26-02_M.jpg

На втором этаже дворца выставлен ковер ручной работы, который создали умельцы Каракумского комбината. На ковре — двадцать героев колхоза, которым руководил Саидходжи Урунходжаев: Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. Кстати, на втором этаже зрителям представлена мини-копия дома Урунходжаева, его кабинет и даже… его одежда. И судя по ней, он был богатырем. Фото: Светлана Фролова

— Здесь была возвышенность, холм. И Урунходжаев любил приходить сюда, потому что отсюда был виден весь город Худжанд, вот он и выбрал это место, — продолжает свой рассказ Шарифахон. — А еще каждый из жителей 22 колхозов преодолевал приблизительно один и тот же путь, чтобы прийти сюда.

Дом для республики

Строительство длилось в течение шести лет, и все местные колхозники трудились не покладая рук, чтобы возвести для самих себя такой роскошный дворец. У некоторых не было за плечами даже десятилетки — всего четыре класса образования, — но зато был самый настоящий талант: кто-то отлично резал по дереву и гипсу, кто-то создавал уникальные узоры. В свои краски они добавляли желток яйца и абрикосовый комед (камедь) — натуральное смолистое вещество, выделяющееся на стволах и ветвях абрикосового дерева. Благодаря этому секрету мастера смогли гарантировать сохранность своей работы не менее чем на 100 лет.

— И, как видите, почти 70 лет прошло, а краски не померкли. Конечно, дворец уже ремонтировался, но национальные узоры и резьба такие же яркие, как в день открытия дворца, — говорит Шарифахон.

039-26-03_M.jpg

В большом зале ДК — 700 мест, включая балконы. Когда-то он использовался не только как зал для собраний, но и в качестве театра или кинотеатра. Колхозники приходили сюда всей семьей, в том числе для того, чтобы посмотреть... индийские фильмы, которые были очень популярны. Фото: Светлана Фролова

5 мая 1992 года в Таджикистане началась гражданская война. ДК на возвышенности стал единственным более или менее безопасным местом для проведения сессии Верховного совета республики, цель которой была остановить гражданское столкновение. 16 ноя­бря сессия началась, правда, явились на нее только 197 депутатов из 230. Ежедневно в течение 16 дней, до 2 декабря, эти депутаты боролись, чтобы прийти к миру. В итоге рес­публика объявила свою независимость во главе с Эмомали Рахмоновым, утвердила государственные герб и флаг. Поэтому дворец «Арбоб» для таджиков не только культурное, но и историческое место, здесь и теперь проходят политические и государственные собрания. Нам продемонстрировали шикарный бархатный занавес — местные золото­швейки шили его целых шесть месяцев и преподнесли в подарок дворцу в 2022 году, к 30-летию судьбоносной сессии.

КСТАТИ
Путешествие по южной стране  проходило при поддержке министерства экономического развития Новосибирской области.