С мигалками и сиреной
Опытный сотрудник скорой не только разберётся с симптомами, но и морально поддержит пациента
Ирине Стариковой 62 года. Она работает фельдшером на станции скорой медицинской помощи, где также приобщает к профессии молодых специалистов.
— С детства мне очень хотелось стать учителем или медиком. Эти два направления сопровождают меня на протяжении жизни, но медицина все-таки победила. В профильный вуз я передумала поступать, хотя проходной балл был хороший, и предпочла окончить училище, после чего меня распределили на одну из подстанций скорой медицинской помощи. Работала по суткам; с моим постоянным отсутствием дома был не согласен супруг, поэтому перешла в отделение реанимации Новосибирской больницы скорой помощи № 2. Через три года вернулась на подстанцию, потому что не представляла себя иначе как в машине скорой с мигалками и сиреной, через весь город спешащей на помощь людям, — рассказывает Ирина Викторовна.
Улыбка как благодарность
Ирина Викторовна родилась и живет в Первомайском районе Новосибирска. Местные жители ее хорошо знают, поэтому сказать спасибо за оказанную медицинскую помощь некоторые приезжают на станцию лично. В свою очередь, Ирина Викторовна считает для себя долгом предоставлять пациентам и психологическую поддержку. Она тонко чувствует настроение людей и убеждена, что так проявляется ее педагогический талант. Однажды женщина, которой Ирина Викторовна помогла справиться с панической атакой, оставила благодарность на федеральном интернет-портале скорой помощи. Удивлению и гордости коллег не было предела!
Но в целом добрые слова сотрудникам скорой помощи люди говорят не часто, так как болеют или заняты собственными проблемами. На вызове опытный фельдшер общается с пациентами, объясняет, что с ними происходит, и тем самым настраивает их на позитивный лад. Для Ирины Викторовны самым важным в работе остается желание и умение оказать медицинскую помощь, а лучшим проявлением признательности человека является его улыбка.
До и после
Когда Ирине Викторовне было 42 года, случилась беда. Она перестала видеть боковым зрением правого глаза, но не придала этому значения. Гораздо больше разволновалась, когда, упав с качелей, глаз повредил ее 12-летний сын. В офтальмологической клинике врачи обследовали ребенка и сказали, что следует подшить сетчатку. Чтобы сгладить 30-минутное ожидание, пока шла операция, Ирина Викторовна решила заняться собственной диагностикой. Вердикт докторов оказался неутешительным — онкология.
Фото предоставлено Ириной Стариковой
— Моя жизнь разделилась на до и после. Только представьте, что для молодой женщины означает заболеть раком!.. Меня дважды направляли на лечение в Москву, однако было уже поздно, глаз не спасли. Мне дали инвалидность, но без работы на скорой себя я не представляла, поэтому обратилась к главному врачу, и мне разрешили остаться. С тех пор к пациентам выезжаю только с помощниками. Это молодые специалисты, которым в практических условиях заодно передаю свой опыт. Для меня важно учить других, потому что вторым жизненным кредо остается педагогика. В общем, осуществилась моя мечта: и стажирую, и работаю, — размышляет Ирина Викторовна. — По пути к пациенту объясняю, чего при определенном поводе вызова стоит остерегаться, а чего опасаться не нужно, на месте показываю, что и как полагается делать. Немало молодежи, которую я ввела в курс дела, до сих пор остается в медицине.
Ирина Викторовна утверждает, что сотрудник службы скорой помощи прежде всего является диагностом. Практически с первого взгляда он должен определиться, плохо ли у пациента с сердцем, болят у него легкие или живот. В учебных заведениях студентам дается база знаний, то есть они должны знать, на что обращать внимание, а вот умение интерпретировать симптомы приходит с годами.
Из ряда вон выходящие
В последние годы нагрузка на службу скорой помощи Новосибирской области возросла многократно. Если раньше вызов к человеку с инфарктом, инсультом поступал, допустим, раз в месяц и бригадам запоминался надолго, то сейчас это почти рядовое событие. Сегодня медицинская помощь сложным больным оказывается на месте, так как машины оборудованы современной техникой. Для транспортировки пациентов с большим весом или в тяжелом состоянии имеются компактные складные кресла.
— Для меня настоящая работа возможна только на скорой. Каких только вызовов, историй и жизненных ситуаций у меня с ней не связано!.. Пугалась собак, темноты, пустынных подъездов, и со всем этим приходилось бороться, но я от природы склонна преодолевать трудности. Не скажу, что перестала бояться совсем, но, во всяком случае, научилась не показывать вида, — говорит Ирина Викторовна. — Сегодня вызовов настолько много, что запоминаются только из ряда вон выходящие. Это, например, пожары, аварии, падения с высоты, и всегда нужно найти правильную тактику, поставить диагноз, оказать первую помощь, доставить в стационар.
В сжатые сроки
Сегодня коллеги по скорой гораздо реже общаются между собой. На подстанцию заезжают только на обед и ужин, зато, если выпадает случай собраться вместе, разговоры, что называется, текут рекой. Фельдшеры и врачи консультируются, насколько правильно действовали на вызовах, молодежь спешит получить советы наставников.
Дело отчасти в новой региональной системе управления вызовами. В Новосибирской области создана единая диспетчерская, которая позволяет направлять на вызов ближайшую машину независимо от того, к какой подстанции она прикреплена. В результате бригада приезжает к пациентам в максимально сжатые сроки.
— Единая диспетчерская просто необходима, потому что есть случаи, которые не терпят промедления. Согласитесь, если у человека, например, обострился хондроз, то это не угрожающее жизни состояние. Мы к нему приедем, но не сразу, и, возможно, придется подождать. А если человек упал на улице, задерживаться нельзя. Порой люди жалуются, что прибытие скорой затягивается, но здесь каждую ситуацию нужно разбирать индивидуально, — объясняет Ирина Викторовна. — Есть для меня и особые вызовы, когда нужна паллиативная помощь. Как человек, который сам столкнулся с онкологическим заболеванием, стараюсь вселить надежду, что нужно бороться, говорю, что хорошо бы окружить себя положительными эмоциями, красивыми вещами и приятными делами: читать книги, разгадывать кроссворды.
Несмотря ни на что, сама Ирина Викторовна остается жизнерадостным человеком. По ее мнению, иначе нельзя. Отдохнув после смены, она общается с сыновьями и их семьями, с подругами, а еще каждое лето ждет в гости пока единственную внучку.
АКТУАЛЬНО
