USD 82.8559 EUR 94.7129
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Рабочая модель для «вышки»

Наталья ИВАНОВА
Вадим Василь­ев и заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Денис Рягузов (слева) знакомятся с работой ЦСПД. Фото предоставлено пресс-службой НГТУ НЭТИ
Вадим Василь­ев и заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Денис Рягузов (слева) знакомятся с работой ЦСПД. Фото предоставлено пресс-службой НГТУ НЭТИ

В едином образовательном пространстве сегодня умудряются вполне успешно комбинировать теорию и практику

Демьян Бурнашов учится на третьем курсе факультета летательных аппаратов НГТУ НЭТИ. После получения дип­лома сможет трудиться технологом, конструктором или по другим смежным инженерным специальностям.

Профессиональную деятельность молодой человек начал уже сейчас: в декабре прошлого года поступил и прошел трехмесячный курс обучения в Центре студенческой проектной деятельности (ЦСПД) по работе на токарном станке с числовым программным управлением (ЧПУ). Занятия проводились в свободное от основной учебы время, теперь по аналогичному графику Демьян Бурнашов работает здесь же, в лаборатории субтрактивных технологий, и получает заработную плату.

За два года в ЦСПД университета побывали на практике почти 500 студентов, более 200 прошли переподготовку по программе «Промышленный дизайн», 236 ребят получили рабочие специальности. Не исключено, что в перспективе площадка станет универсальной не только для других вузов, но и школ региона.

Второй разряд

Как создавать компьютерные программы для управления станком, обращаться с различными материалами, молодому человеку объяснял мастер производственного обучения Павел Палкин. Он рассказал, что по завершении курса ребята получают второй разряд операторов станков с ЧПУ и некоторые энтузиасты, как, например, Демьян, остаются тут лаборантами.

В обязанности Павла Палкина также входит выполнять сторонние заказы, но чаще всего он изготавливает детали для внутренних проектов университета. Так, в НГТУ НЭТИ разрабатывают детали для Сибирского кольцевого источника фотонов (СКИФ). В лаборатории их делают по готовым чертежам и моделям, но, так как механизмы эксклюзивные, сложности все равно возникают. Они успешно решаются на месте.

В лаборатории субтрактивных технологий на фрезерном и токарном станках с ЧПУ способом удаления материала из заготовок получают готовые изделия: болты, шайбы и так далее. На каждом станке работает по штатному сотруднику — это операторы. В лаборатории также реализуются образовательные программы по обучению токарному делу, по фрезерному пока апробируется. Студенты, показавшие себя с лучшей стороны, после обучения остаются помогать операторам. В настоящее время задействовано два лаборанта на токарном станке и один — на фрезерном.

Пока оператор-наладчик пишет программы, они выполняют более простые операции — приносят инструмент, обрезают заготовки, — что повышает качество и ускоряет выполнение заказов.

Создать условия

В Центре студенческой проектной деятельности молодежь получает отличный опыт, потому что одновременно обучается и писать программы, и обращаться с оборудованием. Такие навыки ребята приобретают не только в рамках внутренней проектной деятельности вуза, но и по линии государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет-2030». В последнем случае речь идет о студентах третьего курса. Запрос на данное направление очень большой, поэтому их делят на группы по восемь человек.

016-12-03.jpg

Фото предоставлено пресс-службой НГТУ НЭТИ

— Основной идеей федерального проекта «Приоритет-2030» является создание условий для развития университетов, а таковое происходит по многим направлениям. Причем одна из ключевых задач заключается в том, чтобы сделать университеты полезными для реальных заказчиков, и тут варианты самые разные, — рассказал проректор по учебной работе НГТУ НЭТИ Сергей Чернов. — Это и подготовка специа­листов, и выполнение заказов по заявкам предприятий, и повышение квалификации их сотрудников. Все эти задачи поставлены перед нами.

Если студент после окончания вуза решит идти по рабочей специальности, то сразу может стать наладчиком: писать программы для группы станков с ЧПУ, запускать в производство партии изделий, а простые операции поручать сотрудникам более низкой квалификации.

016-12-02.jpg

Фото предоставлено пресс-службой НГТУ НЭТИ

— В дальнейшем люди с высшим образованием непосредственно на станках работают далеко не всегда, — уточнил руководитель производственной группы ЦСПД Евгений Соколы. — В основном вуз дает тео­ретические знания. Но если человек, что называется, потрогал руками и представляет, как ведет себя механизм в той или иной ситуа­ции, то знает, как правильно закрепить, обработать, изготовить деталь. Такой конструктор, технолог, инженер уже обладает пониманием хода технологического процесса на местах. Проектируя деталь, он отдает себе отчет, как именно она вытачивается. В итоге можно будет обойтись без привлечения специальных инструментов и станков, что на предприятии зачастую вызывает трудности.

Основные и параллельные проекты

ЦСПД представляет собой пространство, оснащенное современным оборудованием, где ведется обучение не только студентов, но и всех желающих, осуществляется внутренняя кооперация, выполняются совместные с индустриальными партнерами проекты.

Непосредственно со студентами центр работает по двум направлениям. Это проектная деятельность, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса любого вуза, и бесплатное обучение рабочим специальностям третьекурсников по линии программы «Приоритет-2030».

Центр был открыт в 2023 го­ду на базе отделения вуза в Калининском районе Новосибирска. Он разместился в здании Сибирского политехнического колледжа на улице Богдана Хмельницкого, переданного университету в оперативное управление. Здесь функционируют результативные лаборатории. Так, лаборатория реверс-инжиниринга и прототипирования организована по программе «Прио­ритет-2030». Тут ведется восстановление, моделирование и совершенствование сложных технических объектов. Изучая различные параметры уже готового изделия, персонал воссоздает промышленный робот для автоматизации лабораторных медицинских исследований. Также создается механизм с вибрационной опорой для полирования тел биологических форм. Реа­лизуются и параллельные проекты.

ЦСПД оснащен мощными компьютерами, 3D-принтерами, работающими по технологиям FDM и SLA, 3D-сканерами, станками для гибки металла, установками для лазерной резки и так далее. Постепенно проводится ремонт. Капитально отремонтированы лаборатории аддитивных и субтрактивных технологий. Помещения, где действует сварочная лаборатория, полностью обновлены. Выполнен косметический ремонт, модернизирована система вентиляции с индивидуальными воздуховодами для каждого поста. Планируется обустройство рекреационной зоны и лекционной аудитории для подготовки сварщиков.

За два года в ЦСПД реализовано более 50 проектов, в том числе по заказам индустриальных партнеров. Это государственные корпорации, общественные организации и бизнес, например компании «Дорогинский кирпич», «АвангардПЛАСТ», «Завод реа­билитационного оборудования», «Шпиндель Сервис», «Мира Термы», «ПК Полипласт».

Методом 3D-печати с использованием данных 2ГИС и навыков 3D-моделирования студенты самостоятельно создали макет кампуса. Среди их актуальных разработок можно отметить подиум для фехтования спортсменов-паралимпийцев и универсальный электровелосипед. Последний может двигаться до 12 часов только на электротяге и почти в два раза дольше, если дополнительно использовать педали.

— ЦСПД НГТУ НЭТИ после модернизации становится одной из серьезных площадок в системе подготовки кадров для обеспечения технологического развития региона по направлениям аддитивных технологий, реверс-инжиниринга, прототипирования. Здесь студенты не только осваивают актуальные компетенции, но и сразу включаются в решение реальных промышленных задач — от разработки оборудования для крупных промышленных предприятий до мегасайенс-проекта «СКИФ», — отметил министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев после посещения центра. — Такая интеграция образования, науки и производства напрямую способствует достижению целей национальных проектов, включая технологическое лидерство России. Уверен, что этот центр станет рабочей моделью и для других вузов. Мы поддерживаем научные проекты университета и готовы оказывать содействие в открытии молодежных лабораторий.