Аварийный режим — не норма

Снижение количества ДТП требует усиления мер в комплексе: от качества самих дорог до осмысленности поведения участников движения
Перехожу перекресток и понимаю, что водитель, выворачивающий из-за угла, смотрит не на дорогу и пешеходов на «зебре», а залип в экран смартфона, газанул чуть не по моим ботинкам, обдав волной снежной каши. Сердце замерло — в сантиметрах от меня пролетела смерть.
Это было на выходных. А буквально на прошлой неделе в региональном парламенте живо обсуждали аварийность на дорогах. Статистика приводилась ужасающая, цифры в момент не случившегося со мной ДТП буквально встали перед глазами. Обсуждали депутаты, правда, не только печальную данность, но и причины, по которым она сложилась. Это не только бардак в головах участников движения...
Погибло на 39 процентов больше
Информация о количестве ДТП, традиционно озвучиваемая на заседании профильного комитета Законодательного собрания, на прошлой неделе оказалась резко негативной.
По сообщению заместителя начальника управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Новосибирской области Андрея Кузнецова, на 13 апреля зарегистрировано 692 дорожно-транспортных происшествия, что больше аналогичных цифр прошлого года на 27,7 процента.
За этими показателями не просто «печальная тенденция», а оборванные жизни человеческие: погибли 75 человек, то есть рост к прошлому году — 39 процентов! Еще 852 гражданина получили ранения, количество таких случаев тоже выросло — на 20 процентов.
В городе Новосибирске зарегистрировано 394 (+12 процентов) дорожно-транспортных происшествия, также с ростом числа погибших и раненых. Основные причины ДТП — выезд на встречную полосу, столкновения, нарушение скоростного режима, наезд на пешехода.
При этом, по словам Андрея Кузнецова, все необходимые меры используются: перераспределили наряды, экипажи областного батальона, специализированные роты — их завели в город для работы в очагах аварийности. Идет отработка семи районов области, где прослеживается рост по всем показателям, и столицы Сибири, где самая высокая доля ДТП — 70 процентов от общего количества, подчеркнул замглавы региональной ГАИ.
Таковы результаты первого квартала.
Контракты и недоработки
Ожидаемо развернулось обсуждение на тему, как исполняются решения парламентского комитета по транспортной, промышленной и информационной политике. Оно всегда проходит очень активно, не стало исключением и апрельское заседание.
Председатель комитета Валерий Ильенко сообщил итоги проведения конкурсных процедур на выполнение дорожно-строительных работ.
Территориальным управлением автомобильных дорог заключено 77, то есть 100 процентов, контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автодорог регионального межмуниципального значения. Органами местного самоуправления на 14 апреля заключено 118 контрактов (81,9 процента), при этом в 11 районах — Баганском, Болотнинском, Доволенском, Карасукском, Кочковском, Куйбышевском, Кыштовском, Убинском, Усть-Таркском, Черепановском и Чистоозёрном — контрактация составила 100 процентов. В городе Новосибирске проведение конкурсных процедур на выполнение дорожно-строительных работ оценено в 28 процентов за счет областного бюджета и 100 процентов за счет федерального.
— В районах очевидна недоработка, — заметил Валерий Ильенко. — Мы с ними совместно, плотно по каждому объекту здесь отрабатываем. На сегодняшний день 80 процентов ремонтных работ уже законтрактовано, это на 10 процентов больше, чем в прошлом году. Думаю, что вопросы по дорожному строительству в этом году будут закрыты в полном объеме.
Результат безответственности игроков
Председатель комитета Валерий Ильенко вернул обсуждение к проблеме проектов организации дорожного движения (далее — ПОДД). Напомним, с 1 сентября 2024 года в стране введены новые требования к камерам для фиксации нарушений на дорогах, и использовать информацию с таких камер теперь можно только при наличии утвержденных ПОДД для каждого места их установки. Однако разработка проектов неоправданно затянулась, отметил глава парламентского комитета.
Особый акцент председатель транспортного комитета Валерий Ильенко сделал на необходимости утверждения проектов организации дорожного движения, от которых зависит работа камер фотовидеофиксации: «Как было заявлено комиссией по безопасности дорожного движения, к концу мая камеры должны в городе Новосибирске заработать в полном объеме». Фото: Андрей Заржецкий
Причина, как в очередной раз объяснил депутатам начальник департамента дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Александр Стефанов, — в расторжении контракта с недобросовестными исполнителями.
— На сегодняшний момент эти работы перераспределяются в рамках закупочных процедур. С высокой степенью готовности ожидаем на этой неделе утверждение ПОДД по Красному проспекту, проспекту Карла Маркса, площадям Карла Маркса, Лыщинского, по улицам Большевистской, Немировича-Данченко, Фадеева, дамбе ГЭС — всего 54 комплекса фотовидеофиксации на выходе, — уточнил Александр Стефанов.
В городе активно ведется работа по нанесению дорожной разметки, в первую очередь на пешеходные переходы в зоне учебных учреждений, а также по обустройству освещения.
Про фуры, раннюю весну и орудия убийства
О мерах по ограничению движения в городе грузового транспорта сообщил Валерий Ильенко:
— В ближайшее время будут отработаны и утверждены маршруты движения грузового транзитного транспорта, по которым будут двигаться транзитные грузовики, определены часы, когда движение будет закрыто. Думаю, что в ближайшее время откорректированное постановление мэрии города Новосибирска появится. Вижу реальные подвижки и от увеличения штрафа за нарушение правил движения грузового транспорта с 500 до 5000 рублей. Практика показывает, что по дамбе ГЭС количество нарушений сократилось в разы, — оценил парламентарий.
О ситуации на региональных трассах депутатов проинформировал начальник Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Владимир Воспанчук. По его оценке, увеличение числа ДТП произошло из-за роста столкновений на трех опорных дорогах: Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий, Новосибирск — Колывань — Томск и Новосибирск — Кочки — Павлодар. В планах, по словам руководителя ТУАДа, экспериментальное использование желтой разметки, как практикуют ряд регионов.
— Все, что можно сделать по безопасности, уже выжали, необходимо увеличивать количество полос, — констатировал Владимир Воспанчук.
Подводя итог обсуждению, председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко отметил необходимость комплексного решения проблемы безопасности дорожного движения:
— Думаю, что нам всем нужно активизироваться и сосредоточиться именно на этих вопросах. Цифры ДТП говорят сами за себя. Такое впервые. Один из факторов — это ранняя весна. И вот эти гонки, которые происходят на территории города Новосибирска, нарушение скоростного режима, пьяное вождение, использование телефонов за рулем. Кстати, в Новосибирске уже работает камера, которая фиксирует такие разговоры по телефону, уже приходят штрафы, — отреагировал парламентарий на критические высказывания депутата Владимира Анисимова о водителях с телефонами в руках.
Остается добавить, что вышеперечисленные нарушения — «дело рук» человеческих. И ранняя весна, с учетом той распутицы со снегопадами, которые накрыли область на прошлой неделе, — факторы риска, которые тоже должен учитывать водитель, садясь за руль. Должно же быть у человека, управляющего транспортным средством, осмысленное понимание, что он управляет механизмом, который потенциально может стать орудием убийства?