USD 103.4305 EUR 109.0126
 

«Профессионалитет» и с чем его «едят»

Наталья ИВАНОВА
В лаборатории естествознания студенты узнают, как обращаться с компасом, описывать минералы и горные породы, анализировать атмосферные явления и многое другое. Фото: nso.ru
В лаборатории естествознания студенты узнают, как обращаться с компасом, описывать минералы и горные породы, анализировать атмосферные явления и многое другое. Фото: nso.ru

Для среднего профобразования нормой становится целевое обучение

Колледжи Новосибирской области намерены решить проблему с кадрами. Молодежи предстоит осваивать не только рабочие профессии, но и специальности по другим направлениям. Бонусом называется гарантия самостоятельного заработка.

Педагогический колледж № 1 имени Макаренко стал первым участником из Новосибирской области проекта «Профессионалитет». В 2024 году к нему присоединились еще два. Колледж промышленных технологий выступил ядром кластера в сфере машиностроения. Кластер в сфере цифровизации и подготовки ИТ-специалистов формируется вокруг колледжа электроники и вычислительной техники.

Гарантировать результат

На условиях конкурсного отбора учреждения выиграли гранты на развитие материально-технической базы. Федерация выделила им по 100 миллионов рублей, а также направила более 60 миллионов рублей педколледжу как ядру малого кластера. Такие же суммы были направлены из регионального бюджета; работодатели предоставили собственные ресурсы. На участие поданы еще девять заявок, результаты будут объявлены в конце марта. Тогда станет понятно, по каким направлениям в субъекте начнут развиваться новые образовательные кластеры.

— До 2030 го­да мы ставим задачу включить 100 процентов колледжей в этот на самом деле эффективный проект. Смысл состоит в том, что колледж начинает готовить специалистов для определенной сферы, имеются в виду очень строгие обязательства по трудо­устройству и целевому обучению. Не менее 85 процентов выпуска должны устроиться на предприятия, которые вместе с колледжем и составили эти образовательный или образовательно-производственный кластеры, — рассказала министр образования Новосибирской области Мария Жафярова. — В педагогическом колледже № 1, например, зоны организованы исходя из того, какие конкретно компетенции, знания, навыки выпускника наиболее востребованы у работодателя. Теперь здесь обучают педагогов дополнительного образования инженерно-технической направленности. Мы их практически не готовили, но говорили о том, что в потенциале такие кадры нужны.

Глина, беспилотники и компас

Сейчас в Новосибирском педагогическом колледже № 1 имени Макаренко ребята занимаются на девяти площадках со специализированным оборудованием. В студии гончарного искусства будущие педагоги учатся лепить вручную и на гончарном круге, осваивают технологии сушки, обжига и декорирования изделий.

В лаборатории преподавания иностранного языка студенты общаются, изучают методики преподавания с применением лингафонов, видео- и аудиоматериалов. А еще им показывают, как создавать интерактивные пособия, легко сменяющие друг друга серии слайдов, как применять мультипликационные эффекты.

Открылись студия музыкально-исполнительской деятельности и лаборатория музыкального образования. Здесь студенты узнают, как аккомпанировать маленьким солистам, певцам, инструменталистам или хору, ансамблю. В студии изобразительного искусства и прикладных видов творчества ребята рисуют с натуры, изучают основы живописи, оформления интерьеров, аппликации на ткани, лоскутной графики.

Уже с первых классов школьники должны понимать, как движется Земля в течение суток и года, уметь обращаться с компасом, описывать минералы и горные породы, анализировать атмосферные явления и даже прогнозировать погоду. Нужные для этого методики преподавания будущие учителя осваивают в лаборатории естествознания.

Создавать 3D-модели, работать с графическим дизайном, программировать, паять и создавать электрические схемы их обучают в педагогическом технопарке. Здесь же студенты собирают и управляют беспилотными летательными аппаратами. Скоро приступят к освоению навыков токарной работы, фрезеровки деталей, создания приложений дополненной и виртуальной реальности. Чтобы со школьной скамьи готовить инженерные кадры, студенты должны уметь работать и на станках с программным управлением.

Все шесть направлений

Обучение на этих площадках идет в рамках федерального проекта «Профессионалитет» национального проекта «Образование». Студенты посещают мастерские согласно своей специальности, занятия включены в учебный план.

— Предметы мы преподавали и раньше, но они не были подкреплены той современной материально-технической базой, которая сегодня доступна. С текущего года у ребят есть возможность работать на новом оборудовании. Наши преподаватели прошли курсы профессиональной подготовки и стажировку на базе действующих организаций по специальностям, которые включены в проект «Профессионалитет». Поэтому это оборудование они могут использовать на своих уроках, — рассказала исполняющая обязанности директора Новосибирского педагогического колледжа № 1 имени Макаренко Анжела Горбачёва.

Колледж вступил в проект в 2023 году. В него вошли все шесть специальностей, которые тут получают студенты. Это дошкольное образование, преподавание в начальных классах, коррекционная педагогика в начальном образовании, специальное дошкольное образование, музыкальное образование и педагогика начального образования.

Студенты уже со второго курса обучения проходят учебную и производственную практику на базах работодателей. Лаборатории усиливают эту часть практической подготовки. С работодателями мы также формируем дополнительный профессиональный блок, в который включаем данную вариативную часть занятий, — объяснила Анжела Горбачёва. — В наш образовательно-педагогический кластер входят еще Черепановский и Болотнинский педагогические колледжи, а также основные опорные работодатели. Это тоже образовательные организации: школы № 169 и 219, детский сад № 493 и Областной центр развития творчества детей и юношества. Мы расширяем круг работодателей, баз практики достаточно много.

Работать сразу

Участниками проекта «Профессионалитет» студенты педколледжа становятся автоматически. О преимуществах вступления им сообщает амбассадор Александра Герасимова. Ребята просят подробнее рассказывать о выбранной специальности, о дополнительных кружках и секциях. А еще им интересно, как устраиваться на работу, нередко просят поделиться личным опытом.

— «Профессионалитет» более чем актуален, потому что, наверное, самой главной проблемой студентов после того, как они получили диплом, остается найти себе рабочее место. И федеральный проект предоставляет такую возможность, да еще и в востребованных компаниях, — рассказала Александра Герасимова. — Лично для себя считаю, что, очевидно, здорово, когда ты можешь работать сразу после выхода из колледжа; немного жалею, что подобного варианта у меня нет.

Александра с детства мечтала стать учителем, сразу решила поступать в колледж № 1. Она перешла на третий курс, но участниками проекта «Профессионалитет» становятся перво- и второкурсники.

— На самом деле, большой разницы в обучении студентов, которые являются участниками проекта и которые в него не включены, нет, — прокомментировала ситуацию исполняю­щая обязанности директора колледжа. — Мы ко всем ребятам одинаково относимся, стараемся привлекать на занятия в лаборатории старшие курсы. То есть качественно готовим кад­ры согласно любым федеральным стандартам среднего профессионального образования.

Марина Ишкова и Людмила Шмакова учатся на третьем курсе по специальности «Музыкальный руководитель и учитель музыки в школе». В студии педагогической музыкально-исполнительской дея­тельности, созданной в колледже по линии проекта «Профессионалитет», они совершенствуют умение играть на синтезаторах и электронном фортепиано. Уроки проходят дважды в неделю по 45 минут. Девушки уже побывали на практике в детских садах и школах, и трудностей с использованием цифрового оборудования у них не возникло. Там установлены такие же музыкальные инструменты, что и в колледже.