USD 99.4215 EUR 106.3040
 

Камерная школа «для своих»

Наталья ИВАНОВА
Всю свою жизнь Гузалия Салиховна посвятила обучению детей в школе. Она по праву может гордиться своим выбором. Фото предоставлено Г. Павловой
Всю свою жизнь Гузалия Салиховна посвятила обучению детей в школе. Она по праву может гордиться своим выбором. Фото предоставлено Г. Павловой

Как воспитать человека, который сам стремится к знаниям

За заслуги в сфере образования и многолетнюю добросовестную работу директор школы № 4 города Бердска Гузалия Павлова награждена почетной грамотой Президента Российской Федерации. Когда-то пришлось выбирать между профессиями педагога и переводчика, но сегодня она ни о чем не жалеет.

В Бердске наша собеседница живет с 2000 года; начинала с работы учителем, затем трудилась заместителем директора по воспитательной, учебно-воспитательной работе. С 2014 года руководит одной из старейших школ Бердска.

— Самое главное в работе педагога — это любить детей, а если рассуждать с профессиональной точки зрения — быть мобильным в современном меняющемся мире, — убеждена Гузалия Салиховна. — Сейчас учитель должен уметь все. Кроме того, что он обязан хорошо знать свой предмет, он еще так должен его рассказать, чтобы заинтересованными остались все без исключения дети. То есть педагог должен быть гибким, а еще непременно творческим, потому что иначе невозможно добиться высоких результатов.

Остаться в Сибири

Родилась Гузалия Павлова в городе Осинники Кемеровской области. Когда дочь была совсем маленькой, родители переехали в Карачаево-Черкесию. После того как окончила школу, поступила в Пятигорский государственный педагогический институт иностранных языков. По распределению была направлена в село Карган Каргатского района Новосибирской области.

На селе Гузалия Салиховна преподавала немецкий язык, там же вышла замуж. Как-то на семейном совете супруги решили переехать в Бердск. Дети выросли: сын стал строителем, дочь работает врачом. Подрастают внуки.

— Живу и работаю здесь, и, что называется, «прикипела», — рассказала Гузалия Салиховна. — Город Бердск замечательный, мне тут очень нравится. Конечно, было желание когда-то вернуться на Кавказ, потому что там тепло и солнечно, там у меня много друзей, одноклассники, родители. Но судьба распорядилась, чтобы я осталась, и вот уже 38 лет работаю в школах Новосибирской области.

На берегу моря

Школа, которой руководит Гузалия Павлова, входит в число ведущих образовательных учреждений Бердска. Здесь занимаются 350 учеников и 165 дошкольников. Действуют кружки шахмат, авиамоделирования, робототехники. Есть хор, театр, музей боевой славы.

— Когда меня назначили директором, школа переживала очень сложный период. Выпускников с неудовлетворительными оценками было так много, что она попала в список учреждений с устойчиво низкими результатами. Но через год мы с коллективом сумели изменить ситуацию — вспоминает Гузалия Салиховна. — В нашей, если можно так выразиться, камерной школе учат всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и тех, кто находится на домашнем обучении. Вне образовательной программы мы специализируемся на патриотическом и экологическом воспитании. Последнее мы внедрили, потому что школа находится в живописном сосновом бору возле Обского моря, с другой стороны протекает река Бердь.

Научить учиться

Много лет на базе школы действует военно-патриотический клуб «Орленок». Воспитанники принимают участие в городских и региональных мероприятиях, занимают призовые места.

— Это сейчас много говорят о патриотизме, а когда я пришла в школу и увидела, как много ребят не в состоянии получить даже аттестаты, поняла, что ситуацию нужно срочно исправлять. И тогда мы с коллективом решили, что нашей задачей станет работать под лозунгом «Обучение через воспитание». То есть мы уже тогда подумали, что надо сначала воспитать, а потом уже воспитанная личность сама будет стремиться к знаниям. А что такое воспитание? Прежде всего, это любовь к Родине, — поделилась секретом профессионального мастерства Гузалия Салиховна. — К тому же дети всегда с удовольствием посещали наш военно-патриотический клуб. Вот недавно наш выпускник пришел в отпуск из зоны боевых действий специальной военной операции и спрашивает: «А клуб «Орленок» работает у вас еще?». А я отвечаю: «Конечно».

Из-за дождя не проехать

Сегодня у Гузалии Павловой нет сомнений, что, посвятив себя преподаванию детям, она сделала правильный выбор. Но 38 лет назад карьера будущего директора школы вполне могла сложиться в другой сфере деятельности.

По окончании института ей больше хотелось стать переводчиком, тем более что такой опыт на престижном по тем временам месте работы уже был. Как выпускник с красным дипломом, Гузалия Салиховна могла отказаться от распределения в Сибирь. Но в итоге согласилась: сказалось стремление посетить малую родину.

— Когда после кавказского яркого солнца и Эльбруса я приехала в Новосибирск, поразили большие серые здания. Потом узнала, что ехать мне еще и в глубинку, далеко-далеко от города и даже не в районный центр. И вот когда я при­ехала, как положено, 15 августа 1986 года — именно в этот день нужно было приступить к исполнению своих обязанностей — в Каргатское районо, заведующая посмотрела на меня и говорит: «Прошел дождь, туда сегодня не проедешь», — вспоминает Гузалия Салиховна. — Можно фильм снимать, как я прибыла из Пятигорска работать в деревню, но это я сейчас смеюсь, а тогда месяц, наверное, плакала.

C точки зрения руководителя

Помочь обустроиться приехал отец. К зиме заготовил дров, завез уголь и, несмотря на то, что, вопреки ожиданиям, служебное жилье оказалось без удобств, заявил, что в таких условиях жить все-таки можно.

— Я надеялась, что отец меня заберет, а он оставил меня там работать. Да, в семье трудностей не боялись, и до сих пор мы их не боимся, — рассказала Гузалия Салиховна. — Потом я привыкла к этим добрым людям, они во всем поддерживали, помогали. И вот эта доброта, наверное, способствовала тому, что я продолжила себя в профессии педагога.

В общем, в 80-е годы XX ве­ка обязательное распределение выпускников нравилось далеко не всем, однако понимание, что нужно отдать свой долг государству, было. Сегодня все чаще о распределении говорят как об эффективном инструменте, способном решить проблему дефицита сотрудников.

— Уже как руководитель считаю, что нужно непременно ввести систему отработки, но не для того, чтобы привязать человека к профессии, а чтобы он мог попробовать свои силы, — поделилась мнением Гузалия Салиховна. — Понятно, что у людей есть жизненные обстоятельства и их учитывать нужно. Это должна быть гибкая система, которая не отпугнет от получения профессии. Хорошо, если распределение будет восприниматься обществом как опыт, который человек может приобрести в начале своей профессиональной дея­тельности.

Проблема и возможности

Несмотря на то, что в регио­нальной сфере образования, как и в целом по стране, имеет место дефицит кадров, в школе № 4 города Бердска все вакансии закрыты. Средний возраст педагогов — 38 лет, 80 процентов имеют высшую и первую квалификационные категории. Таковы результаты комплексной работы образовательного учреждения. Эффективным способом решить вопрос, доступным уже сегодня, Гузалия Павлова называет целевое обучение. Будущим студентам она объясняет, что таким образом можно задержаться в профессии, чтобы понять, насколько правильный выбор был сделан. Заключен договор о сотрудничестве с новосибирскими педагогическими университетом и колледжем. Комфортные условия молодым специалистам создаются и непосредственно в школе.

— Коллектив у нас молодой, в основном девушки. Есть своя специфика. Например, учитель русского языка и литературы находится в декретном отпуске, но ведет уроки дистанционно, — рассказала Гузалия Салиховна. — Да, есть у нас такая проблема, как нехватка сотрудников, но есть и различные возможности ее восполнять. Личным примером стараюсь заинтересовать молодых специалистов, управленческая команда работает, создана система наставничества.