Попытка номер четыре

К сожалению, не многие зрители смогли оценить новую телеверсию шолоховского романа
Сразу скажем: это достойная экранизация великого романа Михаила Шолохова. Были в истории отечественного кино еще три: в 1931 году (Ольга Преображенская — Иван Правов), в 1958-м — по праву считающаяся в народе эталонной (Сергей Герасимов) и в 2006 году — выход на экран многострадального интернационального сериала уже к тому времени покойного Сергея Бондарчука, о котором можно заметить: хорошо, что режиссер сам его не увидел…
Сергей Урсуляк тоже не один год ломал голову над своей работой, и все напряженно ждали телепремьеры — отчасти из уважения к мастеру, отчасти заинтригованные небывалой рекламой. Начинался фильм (для зрителей) трудно: поздним вечером в очередное воскресенье из-за свистопляски с часовыми поясами почти в непосильное для работающих сибиряков время. Поэтому лишь наиболее терпеливая и преданная автору аудитория посвятила целых три часа этому событию. Но первые серии из заявленных четырнадцати — все-таки предыстория, экспозиция, и многие телезрители сошли с дистанции в последующие дни.
Оставшаяся группка фанатов смотрела с надеждой. И, на наш взгляд, эти надежды, несмотря на многочисленные но, все-таки оправдались. Хорошая, крепкая и сердечная получилась работа. Особенно пронзительная под занавес, когда Григорий Мелехов (Евгений Ткачук), неплохой казак, храбрый в Первую мировую рубака, но буквально задавленный после революции обстоятельствами, с раздвоенным любовью сердцем, потерявший все, что только может потерять человек, приползает на брюхе к отчему дому и припадает к родной земле, единственному нравственному целому, что еще осталось. В этот момент в очередной раз полыхнет в его воспаленном мозгу символическая картина: катятся друг на друга в битве две конницы с разного цвета флагами, как предостережение дню сегодняшнему — поосторожнее со знаменами всевозможных раскрасов, они ведут к братоубийству.
Словом, вместе с авторами фильма мы четыре вечера подряд сопереживали нерадостной доле казачества, этих изумительно красивых людей, ставших в силу судьбы и шолоховского гения коллективным бессмертным портретом жестокой эпохи.
В фильме много прекрасных актерских работ, и талантливая молодежь, снявшаяся у Урсуляка, безусловно сейчас пойдет в гору. Исполнение же Сергеем Маковецким роли главы семейства Мелеховых уже стала для известнейшего актера вершиной мастерства.
…Кинокритики наверняка заметят и «городские», тонкие, руки героинь, и нереально красивых донских скакунов, найдут тысячу несовпадений с книгой, несмотря на предупреждение, что фильм снят по мотивам. Все это так. Но хочется сказать вот о чем: дождаться бы экранизации номер пять. А вдруг найдется режиссер, который за частной жизнью хутора увидит еще и многослойную эпопею всей российской судьбы, как это показано в великом романе. Что удалось, кстати, молодому Сергею Бондарчуку, не побоявшемуся когда-то масштабов другого великого произведения — романа «Война и мир».