Альтернатива на газу

Транспорт, работающий на природном газе, окупается вдвое быстрее
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что сегодня весь мир занят поисками альтернативной энергии — дешевой, безопасной и экологически чистой. И выход в этих бесконечных поисках есть — это природный газ, который с успехом можно использовать в качестве топлива для грузовиков и общественного транспорта.
Люди выбирают здоровье
Как говорится, новое — это хорошо забытое старое. В советские времена использование газомоторного топлива активно продвигали, но, как и многие другие полезные начинания, в годы перестройки в России это направление как-то потихоньку отошло на второй план. Чего нельзя сказать обо всем остальном мире: во многих странах уже давно поняли, что заправлять авто природным газом выгодно как ни поверни — и с точки зрения экономии углеводородов, и с точки зрения экологического аспекта. Ведь метан, сгорая, дает минимальное количество вредных выбросов в атмосферу.
— Практически все мировые производители автомобилей разрабатывают и производят машины, которые работают на природном газе. Есть и двухтопливные модели, — рассказывает заместитель директора филиала ООО «Газпром трансгаз Томск» — «Томскавтогаз» Александр Савин. — Но, в отличие от России, в других странах есть соответствующие государственные программы. Например, в Венесуэле выбирают метан, потому что это выгодно. Если же говорить о Европе, то, скажем, в Швейцарии газ стоит несколько дороже бензина, но люди думают о своем здоровье и здоровье своих детей и поэтому выбирают экологически чистое топливо.
Действительно, если рассуждать с точки зрения экологии, то природный газ — более чистый и, что особенно важно, более безопасный вид топлива, чем бензин, дизельное топливо или даже пропан-бутановая смесь. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) выглядит как обычная АЗС, и процесс заправки происходит точно также: водитель подходит, вставляет пистолет в бак, рассчитывается, и метан поступает в баллоны. Но, в отличие от обычной заправки, здесь чистый воздух, не пахнет бензином или газом. Шум тоже практически отсутствует: несмотря на то что АГНКС непосредственно подключена к магистрали, современные компрессоры, которые сжимают подводящийся газ, работают достаточно тихо и отлично шумоизолированы. Сначала метан закачивают в специальные аккумуляторы, затем он поступает в колонки, а уже потом — непосредственно в топливную систему автомобиля. В итоге на заправке чисто и тихо, а жители окрестных домов и клиенты АГНКС могут дышать свежим воздухом.
КамАЗы работают безотказно
В сознании многих людей газ ассоциируется с опасностью. Но между природным газом метаном и пропан-бутановой смесью (это сопутствующий нефтяной газ, который также используется в качестве автомобильного топлива) есть колоссальная разница, и в первую очередь с точки зрения безопасности. Как известно, у нас в стране все горючие вещества разделяют на четыре класса: к первому и самому опасному относится водород (он в моторах массово не используется), ко второму — пропан-бутановая смесь, к третьему — бензин. И к самому безопасному — четвертому — классу как раз относят природный газ, а также дизельное топливо. Существенный момент: метан, в отличие от других видов топлива, легче воздуха, и в случае утечки он просто рассеивается в атмосфере.
И, наконец, одним из ключевых аспектов является цена. Природный газ значительно дешевле других видов топлива. Для сравнения: если сегодня литр бензина АИ-92 стоит в среднем 26 — 27 рублей, литр пропана — 14 рублей, то кубометр метана — 9 рублей 10 копеек. Элементарный арифметический подсчет дает понять, что выгоднее. Дополнительные плюсы в том, что природный газ не дает разжижения масла и не загрязняет двигатель, поэтому все узлы и агрегаты работают гораздо дольше, возникает дополнительная экономия за счет сокращения количества ремонтов двигателя.
Многие компании уже в полной мере оценили преимущества использования метана в качестве автомобильного топлива. Это, например, хлебокомбинаты «Новосибирскхлеб» и «Восход» и многие другие предприятия, в том числе частные перевозчики в сфере городского транспорта. Одиннадцать КамАЗов, работающих на природном газе, закупил с конвейера строительный концерн «Сибирь».
— Конечно, сначала были определенные трудности, связанные с качеством комплектующих запчастей, но наши партнеры пошли нам навстречу, и буквально за месяц эта проблема была решена, — рассказывает директор ООО «Компания «Сибирь-Развитие», депутат Совета депутатов города Новосибирска Дмитрий Червов. — В течение последних месяцев машины работают безотказно. При этом двигатели изнашиваются значительно меньше, чем дизельные, ресурс выше, есть существенная экономия по стоимости топлива и самое главное — это экология. Когда КамАЗ стоит на холостых оборотах, практически нет никакого выхлопа. При этом газовый грузовик окупается в два раза быстрее дизельного. На природный газ мы планируем перевести весь свой парк, а это около тридцати машин.
Разорвать замкнутый круг
Газонаполнительных компрессорных станций не так уж много — в Новосибирске, например, их две, на улицах Станционной и Бородина, да и те загружены в среднем на 10 процентов. Кроме того, сегодня имеются АГНКС в Томске, Кемерове, Новокузнецке и Братске. Завершается строительство станции в Горно-Алтайске. При этом получается некий замкнутый круг: мало заправок — предприятия не покупают транспорт, работающий на природном газе, нет машин — нет смысла строить новые АГНКС. А такое строительство обходится недешево: его себестоимость от 100 до 150 миллионов рублей. Уровень инвестиций просчитать несложно. Но, как и любой бизнес-проект, он должен быть подтвержден спросом: должно быть встречное движение со стороны администраций регионов.
Чтобы привлечь внимание к этой актуальной проблеме, компания «Газпром трансгаз Томск» приняла активное участие в недавно прошедшей в Новосибирске специализированной выставке автозапчастей, автохимии, оборудования, автосервиса, автомобилей и транспортных средств «Автосиб-2012». Как известно, на ней собираются представители различных компаний, производящих транспортные средства, которые тоже весьма заинтересованы в том, чтобы предложить потребителю модели, работающие на природном газе.
— Мы поставляем технику для жилищно-коммунального хозяйства и дорожного строительства с метановыми двигателями, — говорит один из участников выставки, генеральный директор ООО «РариТЭК» — Группа компаний «КамАЗ» Рафаэль Батыршин. — Сегодня по заявке заказчика можем доставить любое навесное оборудование на шасси КамАЗа. Очень отрадно, что пошли заявки, люди увидели реальную экономию. Такие автомобили в ближайшее время появятся в Новосибирске, Томске, Кемерове и Новокузнецке. Благодаря компании «Газпром трансгаз Томск», которая активно развивает это направление, заказчик получает развитую инфраструктуру, заправочные станции, сервис и обслуживание.
Помимо продукции компании «КамАЗ», на «Автосибе» был впервые в России представлен китайский серийный автобус компании Yutong («Ютонг») с газовым двигателем. До сих пор по российским дорогам ездили метановые автобусы ЛиАЗ с двигателями МAN, НефАЗ с двигателями собственной разработки и ПАЗ с переводными двигателями. Серийных газовых автобусов длиной менее 11 метров в стране пока еще не было. Вместе с тем, по заявлению Президента Российской Федерации Владимира Путина, в ближайшее время регионам будет выделено из федерального бюджета 3,5 миллиарда рублей для приобретения серийных газовых автобусов.
— Мы в очередной раз призываем всех приобретать серийную газовую технику как альтернативу дизельному транспорту. Сегодня города задыхаются от смога. Газ — это экологично и экономично, — подчеркивает директор филиала ООО «Газпром трансгаз Томск» — «Томскавтогаз» Вячеслав Чебоксаров. — Сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций расширяется. Нам нужен потребитель, предприятиям — дешевое топливо, а горожанам — чистый воздух. Но при этом Газпрому невыгодно строить станции, потому что они не загружены, а потребитель не покупает технику, поскольку нет станций. Нам хотелось бы решать эти задачи совместно с руководством регионов и городов, ведь сама жизнь показывает, что за природным газом будущее. Вернее, в большинстве стран мира — уже настоящее, позволяющее с уверенностью констатировать, что метан — топливо XXI века.
ДЛЯ СПРАВКИ
«Газпром трансгаз Томск» в I квартале увеличил реализацию газомоторного топлива на 17,2 %.
ООО «Газпром трансгаз Томск» («дочка» ОАО «Газпром») в январе — марте 2012 года реализовало на своих автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) в Сибири 5,562 миллиона кубометров компримированного природного газа (КПГ), что на 17,2 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Газпром трансгаз Томск» эксплуатирует по две АГНКС в Томске, Новосибирске, Кемерове и Новокузнецке, одну — в Братске.
Сообщается, что реализация КПГ в Томске в первом квартале увеличилась на 34 % — до 1,6 миллиона кубометров. По данным компании, потребительский спрос на переоборудование техники для работы на КПГ вызван появлением на рынке Томска облегченных и недорогих баллонов производства одной из корейских фирм, что позволило резко увеличить количество потребителей и объем реализации топлива.
В Кемерове реализация увеличилась на 20,5 % — до 0,947 миллиона кубометров, в Новосибирске на 20 % — до 0,637 миллионов кубометров, в Новокузнецке на 2,2 % — до 2,2 миллиона кубометров, в Братске на 52,1 % — до 0,146 миллиона кубометров.
В материалах компании говорится, что в августе планируется ввести в эксплуатацию АГНКС в Горно- Алтайске, еще две (одну новую, другую после реконструкции) — в Новокузнецке.
Компания активно работает с региональными властями по расширению рынка потребителей газомоторного топлива и по развитию сети заправочных станций. Цена на один кубометр КПГ (по объему расходу топлива 1 куб. м КПГ эквивалентен одному литру бензина) регламентирована постановлением правительства и не может превышать 50 % стоимости бензина АИ-80. В несколько раз, по заключению экологов, снижаются выбросы токсических веществ при переводе городского транспорта на газомоторное топливо.
ФАКТ
АИ-92 стоит в среднем 26 — 27 рублей, литр пропана — 14 рублей, а кубометр метана — 9 рублей 10 копеек