USD 80.6842 EUR 94.4622
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Homo novus для инноваций

Светлана ГАВРИЛОВА
Евгений Кузнецов: «Покупают не идеи,  а бизнес-продукты». Фото Павла КОМАРОВА
Евгений Кузнецов: «Покупают не идеи, а бизнес-продукты». Фото Павла КОМАРОВА

«Люди 2.0»: карьера для себя
Ранее этим же вопросом задалась одна из экспертных групп «2020», созданная по предложению Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина на базе ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). По словам Евгения Кузнецова, директора департамента развития и коммуникаций, члена правления РВК, эксперты пришли к малоутешительным выводам: большинство россиян, в том числе и занятых на госслужбе, слабо представляют себе, как работает инновационная экономика.

Среди проблем эксперты «2020» обнародовали следующую: «Россия стремительно теряет слой людей, которых принято называть креативным классом». Кого считать таковым, расшифровала Лариса Паутова, директор проектов российского фонда «Общественное мнение». Это продвинутые россияне, в основном живущие в городах, образованные, с приличным доходом, они летают на самолетах, пользуются пластиковыми картами, посещают салоны красоты и стремительно делают карьеру, сидят в социальных сетях. «Они карьеристы и в то же время пофигисты. Им наплевать на то, что происходит вокруг них, — продолжила социолог. — Стиснув зубы, они делают карьеру и зарабатывают для себя деньги. Всякие идеи объединения у этих людей на втором плане».

Новое поколение ХХI века ученые назвали «люди 2.0 или 21». В стране таких около 15—17 процентов от общего населения. «Люди 2.0» являют мощный потенциал для того, чтобы создавать инновационную экономику, но готовы ли они заниматься бизнесом? Согласно опросам, всего 20 процентов «людей 2.0» готовы создать свое дело. Что их сдерживает? Если верить опросам — коррупция, высокие налоги, недоступность кредитов, неподъемная плата за аренду офисов. Оценки респондентов разнились в российских регионах.

Новосибирская область на общем фоне выглядит более благополучно, местный креативный класс оценивает инвестиционный климат как позитивный. И все же в целом роль предпринимателя в нашей стране пока недооценена. Поэтому, по словам Ларисы Паутовой, в стране усиливаются разговоры типа «надо отсюда валить». Во многом молодые разочарованы такой проблемой: «Я подал проект, а мне этот плохой фонд не дал денег».

Почему «плохой фонд» не дал денег, доходчиво объяснил Евгений Кузнецов: «С точки зрения институтов развития, могу сказать обратное — нет проектов, в которые можно вкладываться. Идеи ничего не стоят, покупают бизнес-продукты и вкладывают средства в людей, которые видят рынок».

Для пущей наглядности Евгений Кузнецов привел пример, связанный с изобретением такой привычной для нас флэшки. Сейчас USB Flash Drive, или попросту флэшки, полностью вытеснили с рынка дискеты. Первый раз флэшку изобрели в компании «Тошиба» в 1984 году. Изобретатель флэш-памяти получил 100 долларов, а в серию ее не пустили — не поняли, для чего она нужна. Второй раз ее изобрели в «Интеле» в 1989 году и нашли ей узкое применение — в качестве дорогостоящего накопителя для производителей оборудования самолетов. И лишь в 90-х годах она стала бизнес-продуктом, когда в Тель-Авивском университете российский эмигрант из Перми сотоварищи придумали технологию ее удешевления. Его коллеги додумали поистине гениальные вещи: сделать флэшку маленькой и запитывать ее через USB-порт. Дальше изобретение было профинансировано израильскими венчурными фондами и продано «Тошибе» и «Интелу» как продукт. Теперь изобретатель получает многомиллиардные роялти от своего изобретения.

Поддержать «буйных»
Кто может в России научить человека так же грамотно начинать бизнес? Для этого сейчас в стране создаются разные институты развития.
Без преувеличения, новым городом для инноваторов станет Сколково. Несмотря на то, что пока этот город существует только на инновационной карте России, строительство зданий там идет полным ходом. Зато уже сейчас компания может стать виртуальным резидентом и получить преференции. Какие? Об этом на симпозиуме рассказал Петр Лукьянов, директор по проектам в инвестиционной службе НКО «Фонд развития Центра разработок и коммерциализации новых технологий» (Фонд Сколково):

— Резидентам предоставляются серьезные налоговые льготы. Также мы помогаем компаниям привлекать инвестиции с рынка. В частности, у нас уже подписано соглашение с пятью венчурными фондами. Следующее направление поддержки — гранты компаниям на реализацию инновационных проектов. Обязательное условие для грантополучателей — присутствие в проекте иностранного специалиста либо из области научных исследований, либо коммерциализации разработок. Критерии успешности проекта — соответствие приоритетам Сколково, конкурентные преимущества технологии, компетенции и опыт специалистов. Срок рассмотрения заявки — от 20 до 30 дней. Сумма гранта составляет от полутора до трехсот миллионов рублей, в зависимости от стадии развития проекта. Для тех компаний, у которых есть только идея, Сколково выдает микрогранты до полутора миллионов рублей. Средства гранта можно потратить, например, на оплату труда консультантов, которые «упакуют» проект. Все необходимые консультации можно получить каждую субботу в 12 часов по московскому времени во время видеосеминаров, в которых бесплатно могут участвовать предприниматели.

Средства на развитие предлагает и созданный четыре месяца назад ООО «Инфраструктурные инвестиции РВК» («Инфрафонд РВК»). По словам Михаила Иевенко, директора по инвестициям фонда, рассматриваются заявки до ста миллионов рублей на условиях софинансирования. 75 процентов готов предоставить инфрафонд, если 25 процентов добавит внешний инвестор.

Для Новосибирской области серьезным звеном в создании региональной инновационной системы стал технопарк новосибирского Академгородка, резиденты которого тоже пользуются серьезными преференциями. Но и руководство технопарка озабочено сейчас главной проблемой: где найти идеи для проектов? Рассказывает «главный охотник» за идеями Дмитрий Верховод, генеральный директор ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка»:

— В поисках идей мы движемся несколькими путями. Один из них — проведение уже третьей по счету летней школы технопарка с 11 по 30 июля в Новосибирске. Надеемся привлечь сюда около 200 человек, причем из разных регионов страны. Затем сформируем из них около 30 проектных команд. Цель школы, или «инновационной воронки», — интегрировать человека в команду, дать ему необходимые компетенции для развития бизнеса.

Второй путь — в рамках будущей «Интерры» провести ярмарку старт-апов. Вспомним, что успешный бизнес в Академгородке возник в начале 1990-х. Увы, пока второй такой предпринимательской волны нет. Даже у студентов НГУ, по опросам, отсутствует настрой на то, чтобы после окончания учебы создать свое дело. Поэтому все наши усилия направлены на то, чтобы найти инициативных людей, настоящих «буйных», которых мало, и поддержать их. А иначе зачем мы создаем технопарки и другие институты развития?

Продолжая тему поддержки креативного класса, Евгений Кузнецов привел в пример самого первого инноватора… Иисуса Христа: «Как говорил он, спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Недавно российская ИТ-компания «Яндекс» вышла на IPO. 50 сотрудников компании стали миллионерами. В стране необходимо тиражировать опыт людей, у которых бизнес состоялся. Да, пока таких немного, но их истории успеха уже впечатляют. Вот эти люди должны преподавать в вузах предпринимательство и рассказывать креативному классу о том, как создавать свое дело. И тогда слово «предприниматель» зазвучит в России гордо!».

ЦИФРА
100 экспертов мирового уровня из России, США, Израиля приедут оценивать проекты летней школы Академпарка.

Фотографии статьи
Как стать участником проекта Сколково. Источник: Фонд Сколково