USD 80.6842 EUR 94.4622
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Здесь будет город-парк

Павел КРАСИН

Сибирский размах
Похожие по структуре парки уже работают в Калужской, Рязанской и Ленинградской областях, однако ПЛП нашего региона имеет два существенных отличия. Во-первых, его площадь составляет 2000 гектаров, что вдвое превышает площадь крупнейшего промышленного парка России. Во-вторых, основная деятельность ПЛП будет связана с логистикой, а не с промышленностью. Это объясняется тем, что Новосибирской области, да и всему Сибирскому региону нужен перевалочный и складской центр. К нам идут большие возвратные потоки товаров: сначала их везут в Москву, где рассортировывают, и только оттуда переправляют нам. Соответственно, и цена их из-за этого увеличивается.

Логистическую специализацию парка подтверждает и распределение площадей. Самый большой земельный участок в промышленно-логистическом парке сейчас занимает «Логопарк Толмачево». Территория этого складского комплекса составляет 214,4 гектара — все помещения уже готовы, но пока их не используют, а просто поддерживают в рабочем состоянии. Второй по площади объект парка — промышленно-логистический комплекс ОАО «Транссиб-Обь», а на третьем месте — складской комплекс компании «ПНК-Толмачево», занимающий 68 гектаров. Крупнейший промышленный резидент парка — стеклотарный завод ООО «Русджам-Сибирь» разместится всего на 40 гектарах.

Одним из немногих производящих предприятий на территории парка станет завод компании «ЛИОТЕХ» по производству литий-ионных батарей. Это совместное предприятие Российской корпорации нанотехнологий и китайской компании Thunder Sky Limited. «ЛИОТЕХ» при этом не является резидентом парка — он просто действует на его территории. Поскольку завод является объектом не только областного, но и федерального значения, его строительство ведется ускоренными темпами и должно завершиться не позже сентября этого года. Общая площадь производства составит 39 000 квадратных метров.

Суета вокруг коммуникаций
Один из главных вопросов, которые сейчас решает управляющая компания, — это дороги к промышленно-логистическому парку. Семикилометровая железнодорожная ветка готова к работе с декабря прошлого года и по ней уже прошел пробный состав. Федеральную трассу М-51, по которой можно попасть в ПЛП, расширят и разгрузят с помощью развязок — иначе на ней будет бесконечная пробка. Помимо этого, планируется проложить дополнительные выходы к аэропорту Толмачево и на Толмачевское шоссе, а также улучшить дорогу к поселку Красномайский. В прошлом году была завершена гравийная и щебеночная отсыпка этой дороги, и по ней в парк уже прошло немало строительной техники. Сейчас решено повысить статус этой дороги и покрыть ее асфальтобетонным покрытием, поскольку она является единственным путем, по которому можно попасть в поселок Красномайский. К тому же в районе этого поселка будут построены жилые комплексы для рабочих парка.

Электроэнергию и тепло для парка будет вырабатывать газопоршневая установка, что станет еще одним плюсом для многих резидентов. Предложение по принципу «два в одном» значительно облегчило бюджеты их проектов. Например, «Почта России» отказалась от строительства газовой котельной на своем участке, узнав о возможности покупать не только электричество, но и тепло. Мощность подстанции составит 3,6 мегаватта, что вполне хватит для потребностей небольших компаний. Однако крупные резиденты потребуют в десятки раз большую мощность, и в рамках проекта предусмотрено строительство теплостанции на 40 мегаватт. Она должна заработать не позднее 2012 года, а ее строительство обойдется в 1,2 миллиарда рублей.

Кроме этого, от газораспределительной станции «Чик» до парка протянут газопровод длиной 5,2 километра. Резиденты смогут добывать воду из пяти скважин по степени своей потребности. Промышленные и другие отходы будут проходить очистку, после которой их будут сбрасывать в реку Чик.

Примечательно, что со строительством железной дороги, линии электропередач и газопровода возникли непредвиденные сложности. Земля, по которой они проходят, принадлежит не только управляющей компании, но еще и области, Агентству инвестиционного развития области и частным субъектам. Как утверждает исполнительный директор управляющей компании «Промышленно-логистический парк» Виктор Балала, перевозить грузы и подключать электричество можно уже сейчас, но без соответствующих документов делать это будет просто незаконно.

И снова о деньгах
Большому проекту — большие расходы, и пока управляющая компания работает в убыток. По словам Виктора Балалы, банки не очень охотно дают деньги под залог земли. Такие крупные банки, как Нордеа, СНП и ВТБ 24, хотели бы получить не только землю, но и гарантии области на половину кредитных ресурсов. Пока ситуация складывается не в пользу парка: для того, чтобы получить 100 миллионов рублей займа, управляющей компании пришлось отдать под залог 100 гектаров.

Изначально предполагалось, что создание инфраструктуры будут спонсировать резиденты парка. С компанией «ПНК-Толмачево» был даже заключен договор, по которому она предоставила управляющей компании «Промышленно-логистический парк» транш на развитие инфраструктуры. Всего по договору займа должно было быть предоставлено 205 миллионов рублей — пока же поступило 100 миллионов.

— Развитие инфраструктуры — не дело резидентов, — полагает исполнительный директор управляющей компании «Промышленно-логистический парк» Виктор Балала. — Это обязанность той компании, которая готовит площадку. Резиденты вносят отдельную плату — от 300 000 до 500 000 рублей за гектар. Как только первая очередь строительства на их участках будет завершена, они получат право выкупить землю по выкупной цене или же продолжить платить аренду.

Взгляд в будущее
Работы по созданию инфраструктуры должны быть полностью завершены к 2015 году. Еще через два года площадка парка должна быть полностью освоена инвесторами, и совокупный объем инвестиций в проект составит 131,5 миллиарда рублей. Из них 13,5 миллиарда уйдет только на создание инфраструктуры — эти деньги будут предоставлены управляющей компанией, которая планирует вернуть часть этих денег, обслуживая инфраструктуру. Виктор Балала не исключает, что когда проект заработает в полную силу, управляющая компания будет передана в частные руки.

До 2017 года еще немало времени, и не исключено, что концепция промышленно-логистического парка и его деятельности успеет несколько измениться. Например, уже сейчас есть идея разместить на территории ПЛП бизнес-инкубатор. Мы будем следить за развитием этого проекта.

ЦИФРА
На территории промышленно-логистического парка планируется создать 36 000 рабочих мест.