USD 104.2361 EUR 110.2041
 

Бюджет с перспективой развития

Марианна ДАНИЛОВА. Фото автора.

В разговоре об основных характеристиках планируемого на ближайшие годы бюджета отмечалось: судя по относительно небольшой доле доходов от безвозмездных поступлений, Новосибирская область в планируемом периоде останется мало дотационной, как отметил министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Леонид Горнин, «практически независимой по доходному потенциалу от федерального центра». В основной своей массе областная казна до 2013 года является бюджетом действующих финансовых обязательств. Таким образом, обеспечивается приоритет безусловного исполнения действующих расходных показателей. И, конечно, важнейшей вехой сегодняшнего бюджетного планирования является то, что основной финансовый документ разрабатывается на ближайшие три года. А твердый возврат к трехлетке — это верный признак выхода из кризиса и активизации процесса развития.

Связующей основой бюджетных ресурсов, решаемых задач и результатов является план социально-экономического развития области. Стратегические приоритеты плана обеспечивают традиционные составляющие нормальной жизни людей. Это и трудовая занятость, и рост доходов населения, и развитие инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, и развитие качественного, доступного жилфонда, и создание условий для прироста населения. Особое внимание будет направлено на развитие дошкольного образования — за три года планируется создать около 19 тысяч мест для ребятишек-дошколят. В сфере развития промышленного потенциала области усилия будут направлены на обновление производственного аппарата, всестороннее оздоровление оборонно-промышленного комплекса. Особое внимание будет обращено и на субъекты малого и среднего предпринимательства, специализирующиеся на материальном производстве и инновационной деятельности. Для них разработаны законодательные изменения федерального и регионального уровней, которые помогут определенным образом упростить налогообложение этой сферы бизнеса.

Все намеченное подкреплено запланированными показателями областного бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. В числе основных финансовых задач мобилизация дополнительных доходов (в том числе и за счет улучшения администрирования существующих налогов), снижение бюджетного дефицита и государственного внутреннего долга, повышение качества планирования бюджетных ассигнований.

«Практика ежегодного изменения уже принятых и, казалось бы, тщательно обоснованных решений на сегодня недопустима», — отметил Леонид Горнин.

Также среди основных финансовых задач ближайших лет — расширение самостоятельности и ответственности исполнительных органов госвласти и органов местного самоуправления за принятые решения. Поможет в этом метод строгого программно-целевого бюджетирования — как отметил Леонид Горнин, «чтобы четко понимать, куда направлять бюджетные средства и какова их эффективность».

Доходы областного бюджета на 2011 год планируются в сумме 73 миллиардов 61 миллиона рублей, на 2012 год — 77 миллиардов 988 миллионов рублей, на 2013 год — 82 миллиардов 750 миллионов рублей. Расходы, запланированные на 2011 год, — 76 миллиардов 914 миллионов рублей, на 2012 год — 79 миллиардов 568 миллионов рублей, на 2013 год — 83 миллиарда 243 миллиона рублей. Дефицит областного бюджета в 2011 году составит 3 миллиарда 853 миллиона рублей, и к 2013 году он должен сократиться до 493 миллионов рублей. При расчете доходов областного бюджета учтен ряд основных принятых, вступивших в силу, а также предполагаемых к принятию федеральных и региональных законодательных изменений. Это в первую очередь повышение с 1 января 2011 года ставки страховых взносов во внебюджетные фонды РФ, а также индексация ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами. Эти и некоторые другие изменения повлекут за собой уменьшение поступлений в областной бюджет от одного из основных налоговых источников — налога на прибыль. Вместе с тем планируется, что поступления налога на доходы физических лиц увеличатся, в том числе благодаря планомерному повышению зарплаты работников бюджетной сферы.

Планируется сохранить высокие темпы расходов на капитальное строительство объектов государственной и муниципальной собственности. Причем основная часть средств по капстроительству будет передаваться в местные бюджеты в порядке межбюджетных трансфертов. Это позволит в трехлетний период ввести в эксплуатацию 15 объектов образования, 49 объектов здравоохранения и физической культуры, 12 объектов культуры, а также охватить дополнительной газификацией не менее 27 тысяч квартир и домов. Для повышения доступности жилья для граждан в проекте бюджета предусмотрены субсидии гражданам на приобретение и строительство жилья в общей сумме 1,5 миллиарда рублей ежегодно. Положительная динамика роста расходов в ближайшие годы ожидается в целом по всем основным отраслям и сферам.

Участники бюджетных слушаний высказали вполне конкретные пожелания и предложения по дальнейшему формированию бюджета. Депутат Иван Мороз спросил о том, как в проекте бюджета отражена борьба с безработицей на селе. Особенно эта тема актуальна для небольших населенных пунктов, жители которых просто не могут найти работу — на местах не трудоустроишься, а до райцентра и до города слишком далеко. Как подчеркнул Леонид Горнин, более 100 миллионов рублей в собственных бюджетных ассигнованиях нашей области направляется специально на программы занятости населения, и работа в этом направлении ведется очень активно.

Также был поставлен вопрос о реконструкции ЦРБ в рабочем поселке Маслянино. Эта строка расходов была зафиксирована еще в бюджете 2008 года, но из-за грянувшего кризиса реконструкция была приостановлена, а к планированию казны на период до 2013 года она и вовсе «затерялась». В ситуации обещали разобраться.

Депутат Анатолий Степанов предложил переориентировать основную массу средств, предусмотренных на решение дорожно-транспортных проблем, в сельскую местность. Как отметили специалисты, необходимости в этом нет, так как все областные средства этого направления — за исключением региональных вложений в строительство третьего моста в городе Новосибирске — как раз и направлены на сельские дороги.

Депутаты облсовета также затронули темы о механизме продажи лекарственных средств в ФАПах, о регулировании цен на сельхозпродукцию и многие другие важнейшие вопросы. Представители районов в своих выступлениях радели в основном о решении местных наболевших проблем и отмечали, что в проекте бюджета не учтены некоторые очень сложные моменты жизни муниципальных образований. В подтверждение этого участники слушаний конкретизировали не преодоленные в районах сложности — с реализацией программы «Питьевая вода», строительством жилья, переселением из ветхого жилого фонда, газификацией.

Все возникшие вопросы, конечно, не останутся без внимания специалистов и будут еще не раз обсуждаться в ходе дальнейшей работы над бюджетом. На данном этапе планирования трехлетки главное, что видна хорошая перспектива развития.