USD 99.4215 EUR 106.3040
 

Где радость, там и горе

Нинель МАЛИНОВСКАЯ. г. Новосибирск.

— Это боженька на небе по убитым плачет, — комментировала соседка с первого этажа. — Ишь, сколько слез накопил за войну...

Почему-то верилось ей — где радость, там и горе. Под огромным, старым, вылинявшим от времени, дяди-Колиным зонтом с ручкой-тростью я шагала домой по лужам, не выбирая дороги, натыкалась на встречных прохожих и горько плакала. В ночь на 10 мая 1945 года умер дядя Степан — терпеливый русский солдат. Накануне, выпив чарку водки за Победу, сказал:

— Слава богу, дождались светлого дня. Теперича и умереть не стыдно!

Сказал и сделал — слово солдата. Умер тихо, простившись с соседом и передав мне привет: «Девашке-то нашей скажи, пущай не плачет, я знаю ее, жалеть шибко будет. Я свое отжил, отвоевался, слава богу. Пущай жениха найдет ладного. Девка она хорошая, добрая к людям, ласковая. И моим она все отпишет…»

Пока звали дежурного врача, дядя Степан скончался... У него было осколочное ранение в грудь, в левую часть, туда, где жило его честное солдатское сердце. На коже были маленькие, синие шрамчики — следы осколков, нырнувших в тело солдата, прошагавшего в матушке пехоте войну «от звонка до звонка», и принесшие ему смерть в День Победы... У дяди Степана была всего одна медаль «За отвагу». Всего одна. Но какая! Небо плакало о нем, обо всех, сложивших свои жизни за Победу.

Человек живет надеждами. Так хотелось, чтобы завтра же отменили карточки, чтоб в изобилии появился на прилавках мягкий, ароматный, предвоенный хлеб, сайки, венское сдобное печенье, сливочное мороженое с вафельными кружочками, конфеты. Чтобы было изобилие продуктов и никаких очередей! Но это из области фантастики. Нам еще долго приходилось выстаивать длиннющие очереди за клеклым хлебом и получать пайки по карточкам, которые отменили только через год, в 1946-м…

Война пришла быстро: сегодня в одночасье объявили всеобщую мобилизацию, завтра — вся страна встала в строй «под ружье». А уходила война медленно. Восторг, радость, огромный эмоциональный всплеск, как фейерверк, как мощный салют, взлетел над страной 9 Мая 1945 года, но постепенно он спадал, угасал, заземлялся, затухал в трясине вязких, тяжелых, трудно преодолимых бытовых проблем и забот. Пока шла война, они были не столь заметны и остры. Надежда, огромное трудовое, бытовое и эмоциональное напряжение, ожидание Победы держало всех на плаву. Мощные государственные рычаги управляли этой напряженностью. Все издержки оправдывались: «война все спишет». Все материальные ресурсы страны, все физические и моральные силы народа были направлены на достижение Победы.