USD 63.1697 EUR 70.3395

Алексей ГЕРАСЁВ:«Ключ к педагогике — творчество»

Интервью вёл Никита НАДТОЧИЙ. Фото автора.
Алексей ГЕРАСЁВ.
Алексей ГЕРАСЁВ.

Университет сегодня — колоссальный образовательный комплекс, где обучается почти 30 тысяч студентов. Чем живет alma mater всех педагогов сегодня? Какие цели перед собой ставит в это непростое, полифоничное время? С какими проблемами на своем пути сталкивается и как их решает? Об этом накануне профессионального праздника — Дня учителя — мы побеседовали с ректором Новосибирского государственного педагогического университета доктором биологических наук, профессором Алексеем Дмитриевичем ГЕРАСЁВЫМ.

Не смена вывесок — работа
— Что сегодня для университета — «педагогической колыбели» всех учителей — является основными стратегическими задачами и направлениями его развития?
— Главное сегодня, конечно же, переход на уровневую подготовку специалистов. С прошлого года мы основательно занялись разработкой образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Важно отметить, что это не просто смена вывесок — это на самом деле большая революция в университете.
Ведь вместе с уровневым образованием приходят совершенно новые явления, модульные программы, система зачётных единиц, новая организация учебного процесса. Вспомните, когда учились мы с вами, обучение шло в достаточно жестких рамках, и единственная свобода, которая у нас была, — это спецкурсы. Сейчас же, когда появляются вариативные образовательные программы, у студентов педагогического университета будет возможность выбирать, причем из целого ряда дисциплин. Более того, у них будет возможность решать, когда выбранный предмет изучать, на втором курсе или, скажем, на третьем. Разумеется, вместе с этим незыблемый костяк дисциплин, которые студент обязан будет освоить в определенное время, останется.

Какие цели этим преследуются? Прежде всего выстроенный подобным образом учебный процесс способствует реализации индивидуальной образовательной траектории: когда не студент существует для учебного процесса, а учебный процесс существует для студента, а в конечном итоге — для раскрытия его личностного и профессионального потенциала.

Второе магистральное направление, по которому сегодня ведется работа, — развитие программ дополнительного профессионального образования. Такие образовательные программы преподаватели педагогического университета разрабатывают в первую очередь для повышения квалификации учителей. Сегодня НГПУ готов реализовывать подобные программы по модульно-накопительной схеме, ряд образовательных программ доступен учителям в дистанционной форме.

С дипломом — в школу
— Как обстоит дело с профессиональной реализацией молодых дипломированных специалистов?

— К сожалению, налицо непростая проблема: процент наших выпускников, которые устраиваются именно в образовательные учреждения, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Но работа по изменению ситуации идет, и она весьма серьёзна.

Университет сотрудничает с областной администрацией, с мэрией: в течение ряда лет реализуются целевые наборы, по которым уже подготовлено несколько сот студентов разных специальностей.

Кроме этого, мы самостоятельно принимаем меры по трудоустройству выпускников именно в образовательные учреждения. Мотивация такой работы, кстати, оказалась довольно простой: общаясь со студентами, мы обнаружили, что они не всегда представляют себе тот масштаб перемен, которые произошли в образовательной отрасли за последнее время. Главная задача — сделать так, чтобы будущие специалисты узнали о позитивных изменениях в образовании.

Одним из вариантов решения проблемы стал цикл встреч с участием всех заинтересованных сторон: с руководителями районов, начальниками управлений образования и, разумеется, со студентами-старшекурсниками. Первая такая беседа прошла весной. К нам приехали представители пяти районов, которые наглядно рассказали о том, что ждет будущего выпускника, который завтра собирается прийти в школу. На примере конкретных районов были затронуты все грани этого вопроса: и социальные аспекты (не секрет, что жилье для молодого специалиста — один из немаловажных факторов), и открытый разговор о заработной плате, и о профессиональных перспективах. Оказалось, в том числе и по признанию самих ребят, что ситуация более позитивная, чем они её себе представляли.

Кроме того, при университете работает Центр содействия трудоустройству выпускников, открытый два года назад. Разумеется, приоритет его деятельности — трудоустройство именно в образовательные учреждения. В прошлом году был создан и студенческий кадровый центр, помогающий тем, кто желает подработать во время учебы. Он также ориентирован в первую очередь на образовательные учреждения. Ведь, кроме всего прочего, это отличная возможность адаптировать студента, ввести его, скажем так, в курс педагогического дела.

Знания добываем сами
— Термин «инновационность» сегодня многими охотно берется на вооружение, но не всегда за этим видно реальное содержание. В чем заключается истинная инновационность с точки зрения педагогического университета?

— Образование не может отвечать запросам общества, если в нем самом не происходят определенные изменения в духе времени. И такие изменения в жизни вуза, безусловно, происходят: меняются формы, методы, технологии (отчасти об этом мы говорили с вами вначале).

Если говорить о более локальных вещах, то по-настоящему инновационным сегодня является, как бы непривычно это ни звучало, дистанционное образование. Сейчас оно рассматривается не как незначительное приложение, а как реальная и весомая составляющая учебного процесса на базе новейших технологий: использование виртуальных тренажеров, специальных методик, электронного программного обеспечения. Все это позволяет сегодня говорить о дистанционном образовании как об эффективном инструменте учебного процесса со значительным потенциалом.

Одним из направлений работы, которую мы можем без скидок назвать инновационной, является и постепенный переход от унифицированной лекционно-семинарской формы обучения к тренинговой. Нет, и лекции, и семинары остаются, но наряду с ними появляется совершенно новая форма организации учебного занятия, направленная в большей мере на получение практических навыков. А для нас как вуза педагогического это крайне важно.

Кстати, к слову об инновационности. Это пример концепции кадетского воспитания, первоначальная, базовая программа которого впервые была разработана именно в НГПУ, а уже затем успешно масштабирована по всей России, показав свою эффективность. И таких уникальных разработок у нас масса.

— … Которые, насколько я знаю, вуз генерирует постоянно, благодаря в том числе и плодородной почве вузовской науки.

— Совершенно верно. О нас говорят так: у НГПУ нехарактерный для педагогических университетов высокий уровень развития вузовской науки. Ведь не секрет, что еще в старые времена пединституты (позже — педуниверситеты) в этом плане хромали. У нас же предыдущие поколения преподавателей и руководителей вуза приложили колоссальные усилия, и наука в НГПУ традиционно на очень хорошем уровне.

И вот, как говорится, наглядные примеры. У нас постоянно работает несколько диссертационных советов, издается три журнала, входящих в список научных журналов ВАК (Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации), ежегодно наши сотрудники защищают около двух десятков диссертаций, публикуется около 900 статей и тезисов. В университете на данный момент разрабатывается 6 комплексных научных и 15 специальных тем. Идет традиционное сотрудничество (в том числе и штатное совместительство ученых) и с Российской академией наук, и с Российской академией медицинских наук и с другими.

Однако мы не тешим себя иллюзиями, что все замечательно. Всегда есть над чем работать. Сейчас, например, мы говорим о том, что нашим научным школам требуется определенная поддержка, в том числе в плане материально-технического обеспечения. Особенно это касается школ естественнонаучного профиля (физика, химия, биология), там качество исследований напрямую зависит от материально-технического оснащения.

Ряд научных школ требует серьезного кадрового обновления: в силу возраста многие учёные уходят и должны прийти новые, энергичные. Здесь есть резерв с точки зрения студенческой науки. Это вопрос для нас, кстати, принципиальный, в университете в последние годы на него обращается особое внимание. Ведь статус университета предполагает, что научная работа студентов — это не некое бесплатное приложение, тем более факультативное. А это, по сути дела, неотъемлемая часть учебного процесса университета. Вуз должен не просто транслировать новые знания, он должен эти новые знания добывать! И студент в процессе своего обучения, работая вместе с научным руководителем, участвует в этой добыче новых знаний, что дает совершенно особые исследовательские навыки.

— В канун главного профессионального праздника учителей что можно пожелать тому, перед кем стоит одна из самых непростых задач — открыть огромный мир перед ребенком, пришедшим на твой урок?

— Педагогам хочется пожелать постоянного творчества. Чтобы это не было чем-то эпизодическим, а чтобы творчество наполняло, пронизывало всю его деятельность, всю его жизнь. Иначе выполнить миссию учителя практически невозможно. Наша профессия тем сложна и одновременно интересна, что в отличие, скажем, от самого квалифицированного рабочего, который получил четкое задание — изготовить деталь по чертежу, педагог ничего «от сих до сих» делать не может. С одной стороны, есть некие декларируемые требования к учебному процессу, с другой — ребенок, в каждом случае уникальный. И надо, обладая педагогическими навыками, имея перед глазами целый класс индивидуальностей, добиться высоких целей, а ведь заранее четко прописанного пути нет! Ключ — творчество. Это тот самый способ, с помощью которого педагог может решить эту сложнейшую задачу.

И, конечно, хочется, чтобы на этом пути педагог был понят: и своими учениками, и их родителями, всем обществом. И чтобы по достоинству во всех смыслах слова были оценены те неимоверные усилия, которые учитель совершает каждый день, каждый час.

Комментарии