NA
USD 63.1697 EUR 70.3395

Жизнь — самолетам

Анатолий ХРИПУНОВ. Почетный авиастроитель, кандидат технических наук, доцент.
065-07.jpg



Для этого необходимо было изыскать и внедрить в производство огромное количество новых технологических процессов и оборудования, качественно изменить организационные формы управления. Требовалось также обеспечить аэродинамические качества отдельных агрегатов и самолетов в целом для получения летно-тактических характеристик и взаимозаменяемости агрегатов. Изменения коснулись всех видов производств. Особое место уделили сборочным работам.

Для обеспечения аэродинамического качества агрегатов и их взаимозаменяемости разрабатывались и изготавливались сборочные приспособления, стапели, разделочные и нивелировочные стенды. Впервые появились эталоны поверхности, монтажные эталоны и инструментальные стенды. Для обеспечения необходимой надежности самолета разрабатывались и изготавливались стенды наземной отработки отдельных систем, а также стенды входного контроля комплектующих. Инженерно-технические работники завода в период освоения изделий работали по четырнадцать и более часов в сутки, прекрасно понимая, как необходимы новые самолеты для Вооруженных сил страны. В этот период были освоены МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и Як-28П. По своим летно-тактическим характеристикам МиГ-15 выгодно превосходил самолеты американского производства, что подтвердили воздушные бои в Корее.

Коллективу завода имени Чкалова несказанно посчастливилось в том, что в этот период директором завода был Иван Архипович Салащенко. Он сочетал в себе прекрасные качества хозяйственника с государственным подходом в решении задач, был замечательным организатором производства, талантливым инженером и ученым. Этот руководитель не имел ни ученой степени, ни ученого звания, но обосновывал работу научными подходами с серьезной теоретической аргументацией. Благодаря его упорству и настойчивости территория завода превратилась в зеленый парк. «Завод-сад», так называли предприятие гости. Это Иван Архипович «объявил войну» клоповникам-баракам, на месте которых выросли прекрасные жилые дома в соцгороде завода.

С помощью строительных цехов завода, объектов, возводимых хозяйственным способом, тысячи заводчан получили новые благоустроенные квартиры. В соцгороде появились библиотека, ресторан-кафе, ателье по пошиву одежды, хлебный, продуктовый и мясной магазины. Соцгород стал престижным районом Новосибирска — ухоженным, чистым, с прекрасным парком возле стадиона, с фонтаном и танцевальной площадкой. Качественно изменились и производственные цеха завода. Чистота была даже в механических цехах, где установили устройства по уборке стружки и ее складированию.

Тогда же построили фабрику-кухню с разнообразными залами для питания. Рядом с фабрикой-кухней появилось овощехранилище с холодильными помещениями для хранения продуктов. Фабрика-кухня и овощехранилище строились силами работников цехов и отделов.

Получило новый импульс в развитии подсобное хозяйство завода, которое обеспечивало фабрику-кухню свежими продуктами. Это и определяло низкую стоимость обедов, их высокое качество.

На заводском стадионе непрерывно проводились соревнования по легкой атлетике, футболу, волейболу и городкам между коллективами цехов и отделов завода. Футбольные, волейбольные, хоккейные и городошные команды завода занимали классные места не только по области, но и по России. В составах команд не было «пришлых» игроков, честь заводских подразделений отстаивали свои воспитанники, работавшие в цехах и отделах. При Иване Архиповиче начали строить и Дворец культуры завода имени Чкалова. Основная сила строителей — заводская комсомолия. Организовывались субботники, воскресники. Молодежь выходила на стройку и после основной работы.

Особая заслуга Ивана Архиповича — в создании самолетостроительного факультета Новосибирского электротехнического института (НЭТИ). Получить сплав практиков с хорошей инженерной подготовкой — это была мечта Ивана Архиповича, цель открытия вечернего самолетостроительного факультета, который начал работать в 1955 году. В четырех группах насчитывалось порядка ста студентов, большей частью — работники завода имени Чкалова.

Иван Архипович прекрасно понимал, что осваивать передовую авиационную технику без высококвалифицированных инженерных кадров невозможно. По договоренности с ректором НЭТИ Георгием Павловичем Лыщинским подготовили документы по обоснованию необходимости открытия при этом институте самолетостроительного факультета, а также взаимные обязательства по его организации. Ректор НЭТИ обязался обеспечить факультет методическими и учебными материалами, профессорско-преподавательским составом, а директор завода — построить новый учебный корпус и оснастить его всем необходимым оборудованием для организации учебного процесса.

Был подготовлен совместный приказ двух министров (высшего образования и авиационной промышленности), подписание которого определило появление и развитие молодого факультета НЭТИ. Огромную работу в организационный период проделал будущий студент первого приема этого факультета Алексей Петрович Швырев.

В 1961 году состоялся первый выпуск инженеров-механиков по самолетостроению нового факультета с вечерней формой обучения. Как радовался этому событию Иван Архипович! Он называл выпускников «золотым фондом завода». И в этом заключалась истина, потому что практический опыт специалистов прекрасно сочетался с глубокими инженерными знаниями. Вот первые выпускники факультета: Алексей Петрович Швырев, Иван Афанасьевич Гамов, Федор Григорьевич Елтышев, Дон Абрамович Болтакс, Анатолий Михайлович Моисеенко, Анатолий Семенович Черников, Юрий Михайлович Дмитриев и другие, которые впоследствии возглавляли важнейшие инженерные подразделения завода и многое сделали для своевременного и качественного освоения новой авиационной техники. Рассказывает Иван Афанасьевич Гамов, который в тот период работал начальником плазового цеха:

— Вызывает директор и, к глубокому удивлению, интересуется не выполнением плана, а моими успехами в институтской учебе и регулярностью посещения лекций. Объясняю пропуски занятий тем, что, мол, очень часто после 18 часов вызывают на совещания или главный диспетчер завода, или начальник производства, или его заместители. Директор выслушивает и говорит: «Если будут вызывать на разного рода совещания после 18 часов, то говори, что выполняешь задание директора завода. Будут сомневаться — пусть звонят мне!»

Думаю, таких звонков не было. А ведь Гамов в тот период подумывал оставить институт из-за частых пропусков занятий. Этот пример показывает, какое внимание уделял Иван Архипович учебе в институте работников завода. К слову замечу, что Гамов прекрасно окончил институт и весьма успешно работал на ряде заводов Министерства авиационной промышленности Подмосковья, возглавлял крупные инженерные подразделения.

Иван Архипович Салащенко — инициатор создания в Новосибирске филиала научно-исследовательского института авиационной технологии (НИАТ). Он часто посещал филиал, интересовался новыми разработками, их внедрением и эффективностью, ставил задачи перед научными подразделениями филиала. Помогал оснащать лаборатории новыми приборами и лабораторным оборудованием. Совместные работы завода, филиала НИАТ и институтов Сибирского отделения Академии наук СССР позволяли быстро и качественно решать вопросы освоения новых технологических процессов и, соответственно, быстро осваивать современную авиационную технику.

При Иване Архиповиче начали складываться творческие связи с научно-исследовательскими институтами СО АН СССР и учебными вузами Новосибирска. Первая проблема, которая решалась в творческом содружестве, — виброболезнь слесарей-сборщиков. Ставилась задача создания вибробезопасных пневматических молотков и поддержек. В решении этой проблемы участвовали ученые Института горного дела СО АН СССР и кафедры медицинского института.

Второе направление борьбы с виброболезнью — перевод ударной клепки пневмомолотками на прессовую. Создавались новые типы пневмопрессов, выравнивающих и поддерживающих устройств к ним. Работа выполнялась в основном НИАТом и его филиалом. Все эти мероприятия проводились под строгим контролем директора завода, а их внедрение обеспечило резкое снижение виброболезни слесарей-сборщиков.

Названное — лишь неполный перечень того, что сделано на заводе имени Чкалова в период, когда им руководил Иван Архипович Салащенко. Но и этот перечень позволяет сделать вывод об огромном вкладе директора в производство новых реактивных самолетов.

Позже Салащенко возглавлял совнархоз в Новосибирске, а после перевода в Москву работал заместителем министра авиационной промышленности.

Большая группа заводчан и специалистов филиала НИАТ заслуженно получила звания лауреатов премии Совета Министров СССР за разработку и внедрение объемного плаза. Прошло более сорока лет, как ушел с завода Иван Архипович Салащенко, а многие подходы, найденные им в производстве, используются на предприятии до сих пор. Старшее поколение «чкаловцев» хорошо помнит и ценит Ивана Архиповича Салащенко как руководителя, инженера и ученого. Очень жаль, что судьба отмерила ему короткую жизнь.

Фотографии статьи
065-08.jpg
065-09.jpg

Комментарии