USD 96.0686 EUR 105.1095
 

С каждого по сотне — на селе дороги

Инна ВОЛОШИНА
Депутаты в первом чтении поддержали повышение транспортного налога — а что делать, цены на ремонт и содержание дорог выросли, а дорожный фонд сам себя не наполнит. Фото: Андрей Заржецкий
Депутаты в первом чтении поддержали повышение транспортного налога — а что делать, цены на ремонт и содержание дорог выросли, а дорожный фонд сам себя не наполнит. Фото: Андрей Заржецкий

Областные депутаты в первом чтении одобрили повышение транспортного налога

Несмотря на то, что грядущее повышение не слишком ударит по карману автовладельцев, далеко не все регио­нальные парламентарии одоб­рили предлагаемую новацию. Тем не менее стоимость дорожных работ за минувшие три года выросла, и в областном дорожном фонде каждый рубль на счету.

Тема повышения налогов всегда болезненна. Напомним, ранее ставку транспортного налога повышали в 2021 году — сразу более чем в полтора раза. А до этого — в 2006 году, так что подобный шаг был, по мнению большинства депутатов, вполне оправдан. И вот новое повышение, на сей раз гораздо более скромное — всего на десять процентов.

Кто больше «кушает», тот больше платит

Стоит отметить, что с 2021 го­да средняя зарплата в Новосибирской области выросла на 58 процентов. Средняя цена на легковой автомобиль тоже поднялась — на 47 процентов. При этом цена бензина выросла на 10,6 процента, а ставка налога «привязана» именно к мощности авто, измеряемой в лошадиных силах, то есть в конечном итоге все равно к бензину. Вполне логично: кто больше потреб­ляет, тот больше и платит. По данным регионального минфина, сегодня владелец авто мощностью менее 150 «лошадей», а именно такие наиболее распространены, в год платит налог в размере стоимости приблизительно половины бака бензина. Не так уж и много.

— Концепция осталась та же: размер ставки «привязан» к цене бензина, — сообщил министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко. — Актуализация ставки транспортного налога ежегодно будет дополнительно приносить в бюджет региона примерно 224 миллиона рублей.

До того как вынести вопрос на сессию, его достаточно бурно обсуждали на заседании транспортного комитета Заксобрания. На сессии произошло то же самое, впрочем, вполне ожидаемо.

Что разгоняет инфляцию?

— Мне кажется, связывать повышение налога с ростом зарплат не вполне коррект­но, — высказал мнение депутат Яков Новосёлов. — С работаю­щих граждан берут подоходный налог. Еще более странно связывать повышение ставки с ростом цен на топливо: мало того, что бензин в цене вырос, так мы еще и налог повысим. Думаю, так мы только еще больше разгоним инфляцию. Что же касается дополнительных поступлений в областной дорожный фонд, то хочу отметить, что этот аргумент приводили и в 2021 году, мол, деньги пойдут на дороги. Но что-то, по моим наблюдениям, ям меньше не стало. Мне кажется, для повышения транспортного налога мало реальных обоснований. Также нам необходим подробный отчет, куда именно были направлены средства, полученные от предыдущего повышения.

Глава регионального минфина ответил на это, что реальное увеличение составит от 120 до 200 рублей в год в зависимости от мощности автомобиля. Это что касается легковушек. Понятно, что для грузовиков цифры будут другими, но ведь их никто и не использует для личных целей, люди делают на них бизнес. При этом основным драйвером инфляции является повышение зарплат, а отнюдь не налоги.

Особое мнение

— Я полагаю, что подобный подход со временем приведет к тому, что личный автотранспорт станет роскошью, — отметил депутат Сергей Левшенков. — При этом идет двойное налогообложение: автовладельцы платят не только транспортный налог, но и акциз на бензин, размер которого сегодня, если я не ошибаюсь, составляет 31 процент. Кроме того, полисы ОСАГО тоже растут в цене. Стоит ли в этом случае повышать налог?

С коллегой согласился депутат Роман Яковлев, который отметил, что он и в 2021 году достаточно критично относился к повышению ставки.

— С 2021 го­да ситуация в дорожной отрасли, увы, кардинально не изменилась, — под­черк­нул парламентарий. — Я общаюсь с моими избирателями, которые постоянно жалуются на плохое состояние дорог. Буквально на днях я получил ответ на мой запрос от главы Венгеровского района, в котором сказано, что на ремонт дороги в одном из отдаленных населенных пунктов денег нет. У нас растут зарплаты — это хорошо, но в то же время увеличивается плата за капремонт, коммунальные платежи и многое другое. По­этому повышение налога я считаю несвоевременным.

Сто рублей погоды не сделают

Председатель транспортного комитета Валерий Ильенко высказал противоположную точку зрения: по его словам, за последние три года ситуация в дорожной отрасли значительно улучшилась, и это в полной мере касается и сельских дорог.

— Я предлагаю называть рассматриваемое изменение ставок транспортного налога не повышением, а актуализацией, — сказала вице-спикер регио­нального парламента Ирина Диденко. — При этом хочу напомнить: в 2021 году мы говорили о том, что подобную актуа­лизацию нужно производить чаще, тогда повышение будет не так заметно. Если же говорить о критериях, то, возможно, есть и другие варианты, кроме цены на бензин. До второго чтения еще есть время, мы можем все обсудить и внести необходимые поправки.

Точку в дискуссии поставил первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей Панфёров. По его словам, сравнивать 2021 и нынешний год совершенно неправильно.

— Хочу напомнить, что сейчас идет война. И поддержка специальной военной операции, которую оказывает регион, стоит денег, и немалых, — отметил первый вице-спикер регионального парламента. — Хочу напомнить также, что у граждан тоже есть определенные обязательства перед страной и перед Новосибирской областью. Уж сто рублей в год они как-нибудь найдут. Давайте будем рассуждать с государственной точки зрения. Я предлагаю поддержать вынесенный на рассмотрение сессии законопроект.

Полную солидарность с Андреем Панфёровым высказал председатель Заксобрания Андрей Шимкив. Он призвал депутатов поддержать предложение регионального минфина, а ко второму чтению как следует проработать его и внести необходимые коррективы. Сессия регионального парламента большинством голосов одобрила законопроект.