USD 96.0686 EUR 105.1095
 

Кому ИИ не жужжит?

Наталья ИВАНОВА
На форуме «Технопром-2024» презентация уникальной платформы стала поводом для дискуссии, насколько широки возможности искусственного интеллекта в госсекторе. Фото: nso.ru
На форуме «Технопром-2024» презентация уникальной платформы стала поводом для дискуссии, насколько широки возможности искусственного интеллекта в госсекторе. Фото: nso.ru

Где искусственный интеллект видится перспективным, а где ему всё никак не находится применение и почему

На цифровой площадке, созданной в правительстве регио­на, заказчики, разработчики и эксперты исследуют, где нейросеть наиболее полезна. Таким образом они не только решают свои проблемы, но и вносят вклад в развитие российской экономики.

В Новосибирской области работает цифровая платформа для апробации решений с использованием искусственного интеллекта (ИИ). На данной площадке заказчики ставят задачи, которые им представляется возможным решать посредством ИИ. В свою очередь, варианты решения им предлагают разработчики.

— Платформа позволит заказчику получить экспертизу своей проблематики, узнать, есть ли готовые решения по его задаче, есть ли вообще смысл решать его задачу с помощью ИИ. Разработчики, особенно региональные, получат возможность выходить на рынок и конкурировать с федеральными заказчиками, расти и развиваться, госорганы — внедрять и масштабировать продукты с ИИ, отслеживать эффективность, вести реестр решений, научное сообщество сможет использовать датасеты (обработанные и структурированные массивы данных — прим. ред.) в исследовательских целях, — рассказал министр цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь.

В группе лидеров

Запуск состоялся в рамках Международного форума технологического развития «Технопром», который прошел в августе в Новосибирске. Искусственному интеллекту здесь был посвящен отдельный день.

Ответственный за цифровую трансформацию региона первый заместитель губернатора Новосибирской области Юрий Петухов подчеркнул, насколько сейчас актуально сформулировать перечень четко обозначенных задач, которые органы власти смогут решать, задействуя ИИ.

— Новосибирская область обладает огромным потенциа­лом в развитии технологий искусственного интеллекта, — подчеркнул первый заместитель губернатора. — По последним данным федерального индекса зрелости ИИ, наш регион находится на четвертом месте по уровню обеспечения вычислительной инфраструктуры для ИИ, входит в группу регионов-лидеров по уровню использования ИИ в системе государственного управления. Это достойный задел и фундамент для выполнения задачи, поставленной президентом Владимиром Путиным, по широкому внедрению ИИ. Поддержка компаний — разработчиков ИИ, апробация таких решений на российских предприя­тиях, повышение кадрового обеспечения, развитие системы науки и образования найдут отражение в новом нацпроекте «Экономика данных».

Прорывные решения

Поиск именно таких задач и стал лейтмотивом презентации новой региональной системы, провел которую министр цифрового развития Новосибирской области Сергей Цукарь. Он отметил, что власть продолжает содействовать широкому применению ИИ в самых разных отраслях.

Тем не менее только порядка 20 отраслей в экономике используют технологии, связанные с ИИ. Зачастую бизнес, в том числе крупные компании, корпорации, не совсем представляют, как ИИ повышает производительность, и, соответственно, в полной мере не понимают ценности таких технологий.

С другой стороны, заказчики согласны инвестировать в развитие проектов с ИИ, но не всегда для них очевидно, что представляет собой тот или иной продукт, каковы перспективы его внедрения. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что выбор отраслевых решений с ИИ пока остается довольно ограниченным, нередко сводится к различным голосовым помощникам, распознаванию картинок, лиц и так далее. В подобных условиях поиск соответствующих прорывных решений, чтобы распространять их и за пределами области, актуален для всех.

Про сферы применения

Парадокс, по мнению министра, заключается в том, что разработчики готовы предлагать модели решений, но при этом постоянно вынуждены искать сложные задачи, которые они смогли бы выполнить, привлекая технологии с ИИ.

— Ключевой аспект состоит в том, чтобы создать ту самую потребность. Удовлетворить ее уже не такая проблема, — за­явил министр цифрового развития региона. — Платформа — это не просто какой-то программный продукт. Это больше про наше организационное взаимодействие, про то, как мы с вами можем сотрудничать, на какой площадке и с помощью каких инструментов. Важно, что идет оно на системной, постоянной основе.

Простые алгоритмы

Платформа предусматривает экспертный анализ предлагаемых моделей. Таким образом удается понять, насколько реальна потребность использования ИИ в той или иной ситуации. Например, оказалось, что выявлять незаконные свалки, делая снимки из космоса, в разы экономичнее, чем запускать беспилотные летательные аппараты.

— В результате фильтрации и дополнительных проверок на региональной платформе действительно может выясниться, что задача актуальная, но необязательно решается с помощью ИИ. Мы ни в коем случае от нее не откажемся. Если задача поддается решению с помощью простых алгоритмов или цифровизации, возьмем ее, но в другой трек, — прокомментировал министр. — Когда мы пытались решить одну из важнейших задач в сельском хозяйстве — информирование пчеловодов о том, что аграрии применяют пестициды, — установили, что использование ИИ там не требуется. Нужно просто понимать, куда и откуда дует ветер, какими средствами был обработан тот или иной участок земли, и, собственно, поставить в известность тех, кто находится поблизости. То есть задача подтвердилась, решения есть, команда готова ее решить, но не прибегая к ИИ.

Без ответов

После того как задача скорректирована и сформирована, нужно подготовить информацию для обучения ИИ. На данном этапе эксперты формулируют требования к этим датасетам, а государство обеспечивает доступ к ним разработчиков.

Представитель компании «Ростелеком» Илья Полесский высоко оценил идею создания региональной платформы для апробации решений с использованием ИИ. С его точки зрения, есть и недочеты. Например, это первоочередной доступ разработчиков к датасетам, необходимым для создания эффективных нейросетевых моделей. Тут они могут столкнуться с официальными запретами.

На это министр цифрового развития Новосибирской области ответил следующее. Работа на региональной платформе начинается с постановки конкретной задачи и, следовательно, попытки точно определить, какие датасеты — допустим, видеопотоки с домофонов или обзорных камер на дорожных перекрестках — требуются для ее выполнения. Таким образом, платформа апробации решений с использованием ИИ позволяет снимать барьеры, с которыми разработчики могут сталкиваться вне таковой.

Представитель Новосибирского государственного университета Евгений Павловский поинтересовался, имеется ли на платформе функция отслеживания и оценки рисков внедрения технологий. И если есть, то как распределяется ответственность за возможные негативные последствия. Он подчеркнул, что вопрос актуален прежде всего в контексте получения и использования различных датасетов. Министр согласился, что проблема действительно имеет место. Рекомендация свое­временна, ее нужно принимать во внимание.

Миф или реальность?

После презентации региональной платформы для апробации решений с использованием ИИ представители органов власти, разработчики, бизнес, научное сообщество обменялись мнениями, насколько эффективно использование ИИ в государственном секторе.

В частности, речь шла о том, как продвигать свои разработки малому бизнесу, как на­учить пользоваться технологиями людей старшего возраста, соблюдать этические аспекты при использовании баз данных, как развивать ИИ, если датасетов мало, и всегда ли подходит обезличенная информация. Так, по мнению медицинского бизнеса, ИИ вряд ли сможет анализировать клинические случаи, если предварительно не научится распознавать похожие, что, в свою очередь, подразумевает наличие конкретных сведений об историях болезней.

С точки зрения других участников дискуссии, ИИ вполне способен стать свое­образным помощником государственного служащего, то есть оказывать содействие в толковании норм законов.