USD 92.7519 EUR 100.4425
 

И в небе станет тесно

Наталья ИВАНОВА
Самые продолжительные соревнования дронов на «Архипелаге-2023» заняли сутки. Кто лучший, выяснили четыре команды профессиональных эксплуатантов старше 16 лет. Фото: nso.ru
Самые продолжительные соревнования дронов на «Архипелаге-2023» заняли сутки. Кто лучший, выяснили четыре команды профессиональных эксплуатантов старше 16 лет. Фото: nso.ru

Доля используемых в стране отечественных беспилотников должна вырасти втрое

Уже сейчас применение дронов на порядок повышает производительность труда. Страна намерена наладить их промышленное производство, причем Новосибирская область готова специализироваться на тяжелых аппаратах грузоподъемностью до тонны.

В течение ближайших семи лет объем рынка тяжелых и средних беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в России планируется увеличить почти вдвое. Рост должен быть обеспечен за счет создания инновационной техники и расширения спектра услуг, предоставляемых на ее основе.

Центры компетенций

Об этом стало известно на стратегической сессии по развитию беспилотных авиационных систем (БАС), которую провел в Москве Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. Вместе с главами целого ряда регионов он рассмотрел, как сформировать индустрию производства и эксплуатации БПЛА. Уже скоро начнется реа­лизация соответствующего технологического проекта. Помимо всего прочего, он призван стимулировать спрос в таких отраслях, как сельское хозяйство, логистика, строительство, государственный сектор и другие.

— Большая работа будет проделана в части регулирования нахождения беспилотных аппаратов в воздушном пространстве: обеспечения безопасности с одной стороны, с другой — простоты запуска БПЛА в интересах экономики, народного хозяйства, — отметил губернатор Новосибирской области Андрей Травников, который также принимал участие в совещании. — Программа масштабная, поэтому ей придают статус нового отдельного национального проекта. На «карте» нацпроекта присутствуют и Новосибирская область, Новосибирск — как центры компетенций. Свою специализацию мы определяли в рамках «Архипелага-2023». Важно было услышать, что в части освоения производства новых летательных аппаратов особый приоритет отдается БПЛА тяжелого класса. Это как раз та специализация, которую региональные власти определили для себя вместе с СибНИА имени Чаплыгина.

Акцент — на кооперацию

Напомним, проектно-образовательный интенсив «Архипелаг» позволяет эффективно развивать высокотехнологичные направления, в том числе имеющие стратегическое значение для Федерации. Интенсив ежегодно проходит при содействии Платформы Национальной технологической инициативы, Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы и «Университета 2035». В нем принимают участие инвесторы, лидеры стартапов, представители регионов, предприятий и вузов.

038-04-03.jpg

В рамках интенсива «Архипелаг-2023» на полигоне в Кольцово прошли соревнования по мастерству управления, сборки, конструирования БПЛА и доставки грузов. Фото: nso.ru

В текущем году событие состоялось при поддержке правительства Новосибирской области на территории региона. В течение десяти дней на площадках Новосибирска, в первую очередь Академгородка, госуниверситетов, а также наукограда Кольцово почти 4500 участникам предлагалось посетить более 1120 событий, посвященных беспилотию.

На более чем 100 соревнованиях БПЛА удалось установить сразу несколько рекордов. Так, самая продолжительная гонка длилась 24 часа, вес самого маленького аппарата составил 18,7 грамма, а максимальная скорость в вертикальном полете достигла 25 метров в секунду.

Напомним, основной темой «Архипелага-2023» стало формирование отрасли БАС. Команды из более чем 50 российских субъектов проектировали подходящие для нее производственные центры, уточняли концепции создания ситуационных центров мониторинга полетов и региональных программ развития беспилотной авиации. В итоге определились, что элементы соревновательности следует сохранять, но акцент делать все-таки на кооперации.

— Что касается нашей специализации, то мы будем делать ставку на создание тяжелых беспилотников, способных доставлять массивные грузы, — подчеркнул тогда губернатор Новосибирской области Андрей Травников. — Будем использовать наш потенциал в конструировании, испытании, сертификации, создании приборов и нагрузок для наблюдения за поверхностью. То есть некоторая специализация нашего региона благодаря «Архипелагу» была уточнена. И конечно, это мощный стимулирующий, пропагандистский эффект. Я уверен, что большое количество мальчишек и девчонок, студентов, которые сегодня учатся в Новосибирской области, точно увлекутся беспилотной авиацией, небом. Для такого авиационного региона, как Новосибирская область, это важно.

Плюсы и преимущества

Дискутировать относительно развития БАС эксперты «Архипелага-2023» продолжили на еще более высоком уровне. На международном форуме «Технопром», который каждый год традиционно организует правительство Новосибирской области, было подтверждено, что региону предстоит выполнить большой объем аналитической работы. В перспективе тут будут созданы ситуационный центр, система мониторинга воздушного движения БПЛА.

038-04-02.jpg

На «Архипелаге» участники в течение двух дней осваивали и навыки использования боевых беспилотников. Фото: nso.ru

Согласно оценкам экспертов, результативное развитие БАС в Новосибирской области способен обеспечить целый ряд факторов. Это такие конкурентные преимущества, как строительство, логистика, сельское хозяйство. С другой стороны, успеху содействуют такие традиционные для региона компетенции, как испытания, сертификация, испытательные стенды, силовая электроника, разработка агрегатов, узлов, конструктивно-силовых схем, фюзеляжей. Кроме того, тут обучают инженеров и пилотов, в наличии опытные конструкторские разработки; в Бердске действует летно-испытательный комплекс.

Повышать производительность труда

Реализация национального проекта «Беспилотные авиационные системы» включает в себя пять основных направлений. Во-первых, предстоит обеспечить спрос на российские БПЛА различных категорий, и во-вторых, наладить производство таковых. В рамках национального проекта уже на следующий год поставлена задача произвести 18 тысяч только крупных и средних беспилотников.

В-третьих, надлежит урегулировать деятельность, связанную с сертификацией, открытием неба, обеспечением безопасности полетов и так далее. Четвертым направлением обозначена подготовка кадров, а пятое, гарантирующее развитие отрасли на несколько лет вперед, составляют перспективные разработки.

Сейчас в России БПЛА широко применяют в гражданских целях. За счет использования дронов уже вдвое выросла производительность труда при обработке растений средствами защиты. Обследование линий электропередач при помощи БПЛА позволило проводить инспекции в пять раз быстрее и в восемь раз снизить риск возникновения аварий. Затраты на воздушное патрулирование газопроводов уменьшились в три раза, продолжительность работ при этом стала ниже на 70 процентов.

Похожие результаты фиксируются, например, в строительстве, экологическом контроле, геологоразведке, картографии и ведении кадастра. Беспилотники апробируют для автомобильного транспорта и судоходства.

— Количество легких беспилотников уже исчисляется десятками тысяч. Но в основном они пока изготавливаются технологическими энтузиастами. Нужно систематизировать и масштабировать производство, — заявил на стратегической сессии в Москве Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. — Рассчитываем достичь поставленных целей не только за счет создания инновационной техники, но и, что очень важно, за счет расширения спектра услуг на ее основе, которые востребованы сегодня потребителями, — от доставки в удаленные населенные пунк­ты до предупреждения чрезвычайных ситуаций, аварий и выполнения целого ряда других важных задач. При одновременном увеличении доли отечественной продукции втрое — до 70 процентов, что мы подробно обсуждали.