USD 90.3853 EUR 99.9067
 

Пелчирмук стратегического значения

Наталья ИВАНОВА
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Как сибирские предприятия стремятся наполнить прилавки магазинов местной рыбой и чем бизнесу в этом благом деле помогает государство

Новосибирский предприниматель Владимир Калгин получил гибрид пеляди, чира и муксуна — пелчирмука. По сравнению с родительскими видами рыб, гибрид растет намного быстрее. Значит, и продукция рыбхоза попадет быстрее на прилавки. Рыба от местных производителей традиционно пользуется спросом у новосибирцев, но, как говорится, побольше да подешевле, как никак, свое родное, остается только решить процедурные вопросы.

В промышленных целях за 2021 год предприятия региона выловили 12 300 тонн рыбы, а за десять месяцев 2022 года улов составил 9500 тонн. Это на тысячу тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Больше всего рыбы получили бизнесмены, которые работают на одном из крупнейших озер Западной Сибири — Чаны. Чаще всего наши предприниматели добывают сазана, карася и окуня.

Миллионы в помощь

В регионе есть хорошие возможности для развития товарного рыбоводства и промышленного рыболовства: более 3000 озер, сформирован прудовый фонд, индустриальные хозяйства стремятся работать по принципу замкнутого водоснабжения, а в некоторых даже могут похвалиться технологическими достижениями. Благоприятные условия для отрасли призваны создавать меры государственной поддержки. Правительство региона предоставляет их в рамках программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области». Только в прошлом году по этой линии дополнительное финансирование в размере 20 миллионов рублей получила 31 рыбохозяйственная организация. Из них компенсации за технические средства и оборудование составили семь миллионов рублей и еще 13 миллионов рублей представляло собой возмещение за приобретенный рыбопосадочный материал.

В текущем году на развитие товарного рыбоводства и промышленного рыболовства правительство региона выделило 20 миллионов рублей. Профильные хозяйства получают компенсации за половину стоимости приобретенного не только рыбопосадочного материала, но и технических средств и оборудования.

— С 2023 года в регионе начнет действовать еще одна мера поддержки рыбоводов: возмещение части стоимости приобретенных кормов, комбикормов и кормовых добавок для выращивания товарной рыбы, — рассказал заместитель председателя правительства — министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко. — Эта мера очень актуальна для рыбоводческих хозяйств, и ее введение будет иметь существенную экономическую эффективность и способствовать ускорению развития отрасли.

А что в прудах?

В 2022 году в специализированные водоемы новосибирские предприятия выпустили на 4,3 миллиона рыбопосадочного материала больше, чем в прошлом году. Причем из более чем 64 миллионов штук — 61,7 миллиона пеляди и еще 1,4 миллиона — сазана.

— В основном объекты аквакультуры составляет пелядь, — отметил начальник отдела водных биологических ресурсов управления отраслевой технологической политики министерства сельского хозяйства Новосибирской области Сергей Данильченко. — На территории Новосибирской области очень много водных объектов, естественных озер, которые предоставляются в пользование, и, соответственно, на них ведется товарное рыбоводство. Из общего объема вылова товарной рыбы процентов 65–70 приходится на вылов нашей речной, озерной пеляди. То есть товарная пелядь зарыбляется и выращивается на водных объектах — озерах. Озерное рыбоводство у нас достаточно развито, прудовое тоже присутствует. Есть, конечно, и технические моменты. На сегодняшний день не совсем понятна процедура предоставления прудов в пользование. Есть проблемы с юридическими лицами, которые пытаются их закрепить, но по данному направлению также ведутся работы. Думаю, положительный результат будет уже в ближайшее время.

051-23-02_M.jpg

Сергей Данильченко (на фото — справа): информация, представленная на круглом столе, позволит рыбоводам правильнее оценивать риски. Фото: Андрей Заржецкий

Об этом Сергей Данильченко рассказал на круглом столе «Перспективы развития индустриального рыбоводства на территории Новосибирской области», который прошел в рамках V Новосибирского агропродовольственного форума. Участники обсудили проблемы реализации проектов в сфере аквакультуры, опыт и перспективы использования в установках замкнутого водоснабжения (УЗВ), в том числе осетровых рыб, и другие вопросы.

По принципу разумности

Индустриальное выращивание рыбы возможно, если сложатся сразу несколько факторов: природные ресурсы, достаточное количество воды и тепла, производственные технологии, оборудование, современные корма и высококвалифицированные специалисты.

— Если любой из этих факторов отсутствует, или отсутствие этого фактора не так компенсировано, система обрекает любой проект на медленное умирание, — объяснил Алексей Поляков.

На круглом столе «Перспективы развития индустриального рыбоводства на территории Новосибирской области» предприниматель из Белгородской области рассказал сибирякам об аквакультуре и о том, почему максимальный эффект дает именно комбинирование методов. Информация особенно была полезной начинающим бизнесменам, которым предстоит оценивать потенциальные риски.

— Мы получаем полносистемное хозяйство, максимально независимое от всех внешних факторов, и можем комбинировать практически все, что угодно, то есть инкубацию, УЗВ, подращивание в УЗВ, а дальше отправлять рыбопосадочный материал либо в садовые, либо в прудовые хозяйства. Можно также сделать инкубацию в УЗВ и проток, можно после этого присоединить такую же УЗВ, но при этом нужно всегда соблюдать принцип разумной достаточности, — прокомментировал Алексей Поляков. — Вот сейчас говорят, что УЗВ — это панацея, и кидаются в УЗВ, что неверно, с моей точки зрения. Нельзя абсолютизировать, все должно быть разумно. И этот принцип меня никогда не подводил.

На вес золота

Проблемы отрасли известны: например, монопрофильные предприятия, допустим ТЭЦ, не всегда идут на сотрудничество с рыбоводами. К кругу дискуссионных вопросов эксперты относят также ориентированность госорганов на поддержку крупных проектов, хотя опыт показывает, что хозяйства среднего уровня способны приносить большую прибыль, и недостаток финансирования.

— Отсутствие единого органа, занимающегося господдержкой проектов аквакультуры, приводит к тому, что она существует как бы побочно, — добавил Алексей Поляков. — Поэтому у органов, предоставляющих господдержку, нет достаточного бюджета, и главное, самое сложное (это проблема всех наших, можно сказать, учреждений), — отсутствие достоверного механизма оценки рисков.

И, конечно, есть проблема подготовки кадров. Из наших областей в очень немногих созданы центры аквакультуры, которые могут помогать готовить эти кадры, и, соответственно, если брать УЗВ, то это отсутствие специальной практической подготовки, и далее — отсутствие той системности, которая была ранее, и преемственности. Классный рыбовод сейчас на вес золота.