Почему погибли пчёлы в Искитимском районе?

Падёж медоносов отмечен на пасеках, которые не получили предупреждений о «нелётных» днях
Беда на частные пасеки пришла в конце июля. О падеже пчеловоды сообщили в районное управление ветеринарии. Корреспондент издательского дома «Советская Сибирь» разбиралась в ситуации.
По словам начальника эпизоотического отряда управления ветеринарии Искитимского района Сергея Кондратьева, в течение десяти дней в ведомство обратились четверо пчеловодов: по одному из Верх-Коенского и Гилевского сельсоветов, двое из Шибковского сельсовета. Причем последние не были зарегистрированы.
— Мы по каждому случаю выезжали, — отметил Сергей Кондратьев, — провели отбор проб, которые направили в лабораторию. Ждем результаты анализов.
Не предупреждён — безоружен
В Искитимском районе зарегистрировано 90 пасек. Сведения о них передаются в местное управление сельского хозяйства. И хозяйства предупреждают находящихся на их территории владельцев пасек о том, когда и где будут проводить обработки полей.
Пчелиный мор в 2019 году от химических обработок посевов получил большой резонанс. Региональный минсельхоз в 2020 году рекомендовал аграриям активнее взаимодействовать с пчеловодами, а в случае падежа насекомых исследовать причины, в том числе в лабораторных условиях. Фото: Юлия назаренко
В районе создана группа общества пчеловодов — специально для того, чтобы в общем чате представители хозяйств размещали данную информацию и пчеловоды не выпускали медоносов в эти дни. Те, кто держит пасеки и не заявил о себе в управление ветеринарии, оповещений не получили.
И это привело к печальным последствиям в Шибковском сельсовете. В деревне Новолебедевка пчелы погибли на трех пасеках. По словам владельцев, это 26 пчелиных семей.
Михаил Янорт занимается пчеловодством пять лет, такого падежа не было никогда. Мужчина обходит затихшие ульи: кое-где остались рабочие пчелы, а все летуны-медоносы мертвы.
«…из-за обработки рапсовых полей»
— До этого у нас все было хорошо, только начался сбор, — рассказал Михаил Янорт. — Я проверял пчел: рамки есть, расплод есть, все нормально. 23 июля приезжаю на пасеку, у меня волосы дыбом: мертвыми пчелами все ульи устелены. Начался падеж. И стопроцентная моя уверенность, что это произошло из-за обработки рапсовых полей. Пчела только там могла отравиться. Потому что, когда рапс цвел, она туда дорогу набила. Напрямую здесь даже километра нет до ближайшего поля.
Утрата для пчеловода большая: гибель медоносов ставит крест на текущем сезоне. Фото: Анна Зубарева
У Михаила Ивановича девять пчелиных семей. Система ульев многокорпусная, несколько рамок. В двухкорпусном улье жили порядка 30 тысяч пчел, в четырехкорпусных их численность доходила до 50–60 тысяч.
— Погибла вся летная пчела, которая несла пыльцу и нектар, — сокрушается пчеловод, — рабочая в ульях кое-где осталась, но она мед не принесет, не знает дороги. Она работает в улье, за малышами ухаживает, следит за чистотой и запечатывает мед.
В этом году запечатывать нечего. Мужчина достает рамку из улья. Показывает, что на ней частично печатный мед, который можно забирать. Это треть рамки. Соты без воска, где отравленные пчелы посидели, надо выбрасывать.
Пчеловод поясняет, что не регистрировался, так как он не фермер, количество пчел небольшое, занимается сбором меда чисто для себя, для родни. Небольшую часть продукта продает, чтобы купить дрова и уголь.
— Буду регистрироваться, раз такая ситуация, и паспорт пасеки получу, — решает Михаил Янорт.
А кто зарегистрирован — почему пострадал?
Три семьи пчеловодов из Новолебедевки, у которых погибли пчелы, встретились с главой Шибковского сельсовета и представителем сельхозпредприятия в местной администрации. Люди возмущены, что их не предупредили об обработке полей, настроены решительно и намерены добиваться возмещения ущерба.
Огорченные владельцы пасек обратились за поддержкой к главе сельсовета. Фото: Анна Зубарева
Заместитель гендиректора по растениеводству птицефабрики «Евсинская» Юрий Ермачек пояснил, что обработки посевов от вредителей проводятся по технологии. В этом сезоне их было четыре.
— Если этого не делать, то мы теряем урожайность, — подчеркнул Юрий Ермачек. — В этом году большое нашествие капустной моли. Обработки проводим в ночное время, хотя это менее эффективно, но мы идем навстречу пасечникам. Всех, о ком мы знаем, предупредили заранее: в какие дни будем работать, какими препаратами.
Пострадавшие пчеловоды написали обращение на имя директора Евсинской птицефабрики с просьбой возместить ущерб. Если в этом будет отказано, люди намерены обратиться в суд.
Глава Шибковского сельсовета Сергей Тупиков в данной ситуации выступает в качестве арбитра — понимает, что хозяйство делает все, чтобы сохранить посевы, а с другой стороны — люди пострадали.
— Я помог составить текст письма, — отметил Сергей Викторович, — дальнейшие действия будут зависеть от ответа предприятия. Хотелось бы решить вопрос мирно.
Надо налаживать взаимодействие
По словам главы, на территории сельсовета официально зарегистрированы шесть пчеловодов. Три территориально находятся в деревне Шибково, два — в деревне Таскаево и один — в деревне Евсино. Всех заранее предупредили. Перед последней обработкой агроном объезжал Таскаево и Шибково, сообщал о предстоящих работах. И на тех пасеках все нормально.
— О том, что в Новолебедевке люди занимаются пчеловодством, — разъяснил ситуацию Сергей Тупиков, — мы узнали, когда они обратились к нам, что у них произошел падеж пчел.
Глава сельсовета настаивает, что все владельцы пасек должны встать на учет, чтобы обезопасить себя от таких бедствий и сохранить медоносов.
— Надо налаживать взаимодействие между пасечниками и растениеводами. Чтобы они нас заранее предупреждали об обработках полей, а мы могли эту информацию донести до пчеловодов. Если все будет своевременно организовано, таких вопросов возникать не будет, — уверен Сергей Тупиков.
АКТУАЛЬНО


