USD 90.3853 EUR 99.9067
 

Мы — «Родня по переписке»

Фото: архив медиа холдинг ТВК
Фото: архив медиа холдинг ТВК

А вы уже поздравили ветерана? Жители области пишут письма и открытки героям войны

В апреле мы инициировали проект «Родня по переписке», который с большим воодушевлением поддержало министерство труда и социального развития, лично министр Елена Бахарева, а также областной и районные советы ветеранов во главе с лидером общественной организации Виктором Леоновым.

Напомним суть проекта: на сайте VN.RU, в специальном разделе, мы разместили фотографии и истории участников Великой Отечественной войны, живущих в Новосибирской области. Мы создали шаблоны для заполнения — в виде письма в адрес ветерана или открытки, выбираете сами. Вы можете поздравить одного или нескольких человек с наступающим праздником 9 Мая, поблагодарить героя. Послание будет оформлено в настоящую открытку и передано адресату.

018-04-01.jpg

Присоединяйтесь к поздравлениям в адрес участников Великой Отечественной войны, наших земляков, на сайте VN.RU. Отправить открытку или письмо вы можете, нажав на баннер «Родня по переписке» на главной странице сайта.

В прошлом номере «Советской Сибири» мы начали публикацию историй ветеранов, чьи имена представлены на сайте. В текущем, предпраздничном выпуске продолжаем тему и цитируем те послания, которые уже поступили от участников акции.

Истории ветеранов, героев нашей акции, — это не только про войну. А еще и про скромность и величие простых бойцов, настоящих защитников и патриотов, не кичащихся своими заслугами, но поистине достойных поклонения и славы.

Когда окружают теплые люди…

Житель города Оби Виталий Александрович Симонов родился в далеком от Сибири селе Хорошовка Юрьев-Польского района Владимирской области. Случилось это 95 лет назад. Виталий стал третьим ребенком, в семье уже росли сестры-погодки Лида и Татьяна. Рано ушел из жизни отец, в 1934 году умерла и мама. И остались трое сирот на попечении колхоза.

018-04-02.jpg

Лида выучилась на бухгалтера, а когда началась война, закончила курсы медсестер. Ушла на фронт и в 1944 году погибла под Будапештом. Татьяна стала ткачихой и всю жизнь проработала в этой отрасли.

Виталий на всю жизнь запомнил учительницу сельской школы Анастасию Антоновну Гульбе. Именно она дала в руки мальчику первую в его жизни книжку — «Золотой ключик». С нее началась огромная любовь к чтению.

Очень рано поступил Виталий в ремесленное училище, выбрал профессию литейщика. С ней связана будет вся его жизнь. В 1941 году получил диплом… Виталию было всего 14 лет, но пареньком он был рослым. Вместе с тремя друзьями он решил двинуться на фронт.

Сели подростки на товарняк, доехали до Горького (ныне Нижний Новгород). Оттуда пересели на поезд до станции «Ергач» (граница Европы и Азии), но в вагон зашли контролеры и высадили мальчишек. До Свердловска добирались в тендере, подбрасывая уголь в топку паровоза. 140 верст так и ехали. В Свердловске пошли в эвакуационный пункт: «Нам надо на фронт!».

В эвакопункте детей помыли, постригли и посоветовали втиснуться в скорый поезд, который подошел на станцию, — состав с детьми и женщинами из Белорусского военного округа, шедший в Сибирь. За окном мелькали Тюмень, Курган, Омск...

Спали в поезде сидя. Какая-то женщина, эвакуирующаяся в глубь страны с четырьмя детьми, на одной из станций дала мальчишке 30 рублей и попросила купить ребятишкам чего-нибудь сладкого и набрать кипятка. Виталий побежал. На прилавке привокзального торговца увидел конфеты «Раковые шейки». Купил их, налил кипятка и бегом в вагон. Только когда поезд тронулся, выяснилось, что это никакие не «Раковые шейки», а жевательная сера. Ребятишки положили их в рот и стали прихлебывать горячую воду. От воды «конфетки» слиплись и оказались вовсе не сладкими! Какой-то старик в вагоне посоветовал мальчишкам нигде на перрон не выходить, чтобы не отстать от поезда, и держаться женщин. Приехали в Кемерово. Там всех четверых отправили на азотно-туковый завод делать железнодорожные подшипники. Лили для этих целей бронзу. Виталия назначили бригадиром, видимо из-за роста. Но через какое-то время мальчишки решили вновь бежать на фронт.

В этот раз доехать успели только до Новосибирска. Там беглецов сняли с поезда и, чтобы не повадно было, по законам военного времени отправили на год на сельхозработы в Томск.

Посадили Виталия на быка, и клич погонщика «Цоб цобе!» стал ему понятен. Через год ребят отправили в Новосибирск на «Сибсельмаш». Это был завод, объединивший два предприятия, эвакуированных из Москвы и Сталинграда. На нем делали патроны и снаряды. Мальчишек поставили у токарного станка, под ноги (для роста) кинули по два патронных ящика. А накануне всех допризывников собрали на улице Холодильной у военкомата и провели митинг, после которого все четверо друзей вступили в комсомол.

В начале 1944 года Виталий побывал в командировке на Горьковском автозаводе (ГАЗ), где выпускали грузовики. На товарняке вернулся в Новосибирск с ящиком деталей. Доставил ящик по назначению и по рекомендации райвоенкомата попал вновь на «Сибсельмаш». Но теперь не токарем, а на обжиг снарядов. Работали подростки и молодежь до изнеможения, иногда засыпали у станков.

В конце 1944 года пришла пора призываться на срочную службу. Война еще шла. Более опасным положение стало на Дальнем Востоке. Новобранец Симонов попал в школу младшего комсостава, по окончании которой одна звездочка упала на его погоны. Отправили служить юного лейтенанта в станко-пулеметный взвод маневренной группы. Участвовал в форсировании Уссури, во взятии городов Хутоу, Дунано, Мишань, попал в Харбин. Вторая звездочка появилась на погонах теперь уже боевого офицера. 3 сентября 1945 года война закончилась. Но демобилизовался Виталий Симонов только в 1950-м.

В Криводановке его ждала молодая жена Екатерина. С нею он познакомился еще в отпуске. Екатерина работала в библиотеке. В молодой семье вскоре родился сын Саша. Симоновы перебрались в Новосибирск, здесь появилась на свет дочь Наташа. Работал Виталий Александрович в артели «Двигатель» огранщиком, потом завпроизводством на чугунолитейном заводе. Учился, получил звание мастера спорта по лыжам. Прошел все лыжни в Уфе, Перми, Челябинске, Кургане, Омске, Томске, Иркутске, Новосибирске… Кстати, свою последнюю спортивную медаль он заработал в 60 лет!

Под империалистическим огнем

Красноармеец Иван Яковлевич Гуров в 17 лет был призван Лениногорским райвоенкоматом в 1943 году и отправился на Восточный фронт. За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с японскими империалистами и проявленные при этом доблесть и мужество Приказом по 152-му стрелковому полку 94-й стрелковой дивизии Забайкальского фронта 22 августа 1945 года от имени Президиума Верховного Совета СССР был награжден медалью «За отвагу». В приказе говорится следующее: наградить… «Гурова Ивана Яковлевича — красноармейца 2-го ящичного взвода ПТО 3 СБ за то, что он в боях за город Хайлар 16.08.45 г., действуя в составе орудийного расчета, доставлял своевременно снаряды, этим самым способствовал в отражении контратак противника и подавления огня ДЗОТов противника».

018-05-01.jpg

Иван Яковлевич родился 25 марта 1926 года в Казахстане, в большой дружной семье. Когда началась Великая Отечественная война, он уже выучился на каменщика и работал на стройке. Тогда ему было 15 лет. А в 1943 году его отправили работать в Кемерово на коксохимический завод и оттуда призвали в армию, в Забайкальский военный округ. Служил Иван Яковлевич в 152-м стрелковом полку и был заряжающим на 45-миллиметровой пушке. В 1945 году Великая Отечественная война закончилась, но тут Япония нарушила границы нашей страны: было наступление через Монголию на Хайларский укрепрайон. Батарея артиллеристов — это три отделения по шесть человек — отправилась в обход на хребет Хинган, чтобы избежать больших потерь наших солдат. Машин не было, тащили орудия на лошадях. В самый разгар боя закончились снаряды, и Ивану нужно было доставить их из укрытия. Через поле боя, под обстрелом, где ползком, где бегом Иван доставил снаряды на передовую. Война закончилась 2 сентября 1945 года, а Иван Яковлевич демобилизовался только в 1950-м. Ровно семь лет длилась его служба. В настоящее время ветеран живет в Бердске. Иван Яковлевич считает себя счастливым человеком.

«Не за награды воевал»

В Красную армию Василия Никитича Шуста призвали из Карасука в сентябре 1943 года. Эшелоном перебросили под Барнаул, где в бору разместилась снайперская школа. Здесь он познал первые тяготы службы. Потом перебросили в Гороховецкие лагеря, что на границе Ивановской и Горьковской областей, затем оказался в Белоруссии в составе 228-го Пинского полка Мозырьской дивизии.

018-05-02.jpg

Снайпер Шуст стал наводчиком противотанковой «сорокопятки». С боями продвигаясь через прибалтийские болота и топи, подкладывая для переправы под свою пушку доски и прочий подсобный материал, наводчик Шуст со своим расчетом подавлял огневые позиции противника, его пулеметные гнезда и точки. А вот с танками воевать не пришлось, потому что на этом направлении не было у немцев крупных соединений. Так и продвигались до самой Риги.

После освобождения столицы Латвии сибиряк со своей «сорокопяткой» в составе той же дивизии продолжил фронтовой путь до Кёнигсберга, затем подразделение перебросили под Кронштадт, а через некоторое время на финских пароходах дивизию переправили в Хельсинки. Потом походным маршем она дошла до линии Маннергейма, где заняла оборону. Здесь и встретил День Победы Василий Никитич Шуст, но воинская служба для него закончилась только в 1950 году.

За годы войны Василий Никитич был однажды контужен, награжден фронтовой медалью «За боевые заслуги».

«Не за награды я воевал», — скромно говорит ветеран.

Как участник войны, он удостоен всех юбилейных наград и памятных знаков.

Продолжение историй героев проекта «Родня по переписке» — в следующем номере