USD 58.1756 EUR 55.9953
Золотой гонг 2022

Как включить «красный свет» дорожным бракоделам?

Светлана ФРОЛОВА
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Почему в Новосибирской области 59 процентов автомобильных дорог, находящихся в госсобственности, не отвечают нормативным требованиям?

Доклад аудитора региональной контрольно-счетной палаты по поводу состояния и ремонтов автодорожной сети стал поводом для серьезного разговора. «Ситуация не меняется» — таков вердикт проверяющего.

Ситуацию обсудили на заседании комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике.

Как доложил аудитор Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Валерий Алехин, из 12 730,6 километра автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности, 7,6 тысячи километров, или 59 процентов, не отвечают нормативным требованиям. Что касается дорог местного значения, то 6,7 тысячи из имеющихся 14,7 тысячи километров также в неудовлетворительном состоянии. Не соответствуют нормативам 54 моста из 274, или 20 процентов.

В рамках реализации гос­программы «Развитие автомобильных дорог» за 2020 год и девять месяцев 2021 года из областного бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений направлено 10,5 миллиарда и 10,05 миллиарда рублей соответственно. То есть 21 миллиард меньше чем за два года. Так почему же проблема не решается?

Валерий Алехин отметил, что в ходе проверок обнаружены нарушения законодательства в сфере закупок, завышение начальной максимальной цены, кроме того, оплачены невыполненные работы. Ошибки есть и в работе проектировщиков. И дорожные строители не всегда демонстрируют качественный результат. Согласно отчету КСП, в 2020 году из 321 объекта, проверенного системой независимого контроля, нарушения и недостатки выявлены на 136 объектах.

— Из этого можно сделать вывод, что ситуация с качеством дорожно-строительных работ в Новосибирской области в лучшую сторону пока не меняется, — резюмировал Валерий Алехин.

Чей «пиджак»?

Депутаты живо откликнулись на «дорожный» вопрос — действительно, он обсуждается уже не один год.

— Почему на конкурсах мы руководствуемся только одним пунктом — снижением цены? Ведь понятно, что, тот, кто дает большое снижение, либо просто не хочет платить налоги, либо намерен приобрести строительные материалы окольными путями. Почему не учитываем другие параметры — опыт, качество выполнения работ, претензии и так далее? Что нам мешает давать комплексную оценку? — задал справедливый вопрос депутат Александр Барсуков.

Заместителя председателя комитета Елену Тырину интересовала система строительного контроля, привлекаемого организациями заказчика и подрядчика.

— В отчете контрольно-счетной палаты указаны объекты, на которых выявлены нарушения. Вместе с тем в ходе приемки строительным контролем эти нарушения не были выявлены. Объекты приняты, работы оплачены, но почему-то в результате мы получаем ненормативные работы. Скажите, как идет работа с организациями строительного контроля? Формируется ли реестр недобросовестных поставщиков, допускаются ли организации строительного контроля к повторным работам и каким образом распространить этот реестр на учредителей? — спросила депутат.

По информации ТУАД, тех подрядчиков, которые ненадлежащим образом выполняют свою работу, отсеивают, и происходит это регулярно. Но с 2021 года включать учредителя недобросовестной компании-подрядчика в этот список нельзя. Это позволяет настоящим хозяевам уходить от санкций со стороны заказчика и снова участвовать в конкурсе на исполнение заказа — под другой личиной.

Председатель комитета Майис Мамедов считает, что с помощью юристов возможно внести изменения в закон, вернув ответственность учредителей за некачественную работу их компаний.

— Как так? Переоделся в другой пиджак и опять вошел на конкурс! — образно высказался глава комитета. — А мы ничего не можем почему-то! Закон же написан не для того, чтобы нарушителям было удобно. Надо вносить изменения.

Депутат Владимир Анисимов, в свою очередь, заявил: поскольку все замечания, отраженные в докладе КСП, повторяются из года в год, предложение к министерству транспорта региона очень простое.

— Нужно предложить в первую очередь министерству подготовить комплексный документ, который бы эти недочеты, повторяющиеся из года в год, попросту ликвидировал. Обсудить его на комитете и предложить губернатору утвердить своим постановлением для административного контроля высшего уровня, — сказал Владимир Анисимов.

Переломить ситуацию

— Сегодня мы заслушали доклады, и проблемы действительно есть. И в том числе масштабные. Мы должны переломить ситуацию с дорожным ремонтом в целом, — резюмировал Майис Мамедов. — Поэтому сегодня комитетом принято решение, что до конца недели мы собираемся с участием министра, КСП, представителей мэрии Новосибирска, ТУАД и членов нашего комитета. Будем рассматривать комплексное решение — что же все-таки мешает нам улучшить состояние дорог города Новосибирска и Новосибирской области? После этого обратимся к губернатору Новосибирской области. Полагаю, в этом году мы ситуацию все-таки переломим в лучшую сторону.

По мнению законодателя, начать нужно с качественной подготовки технических заданий.

— Техзадание детализирует, что же мы все-таки хотим. С него начинается подготовка проектно-сметной документации. Если сразу техзадание некачественное, от этого все проблемы и идут, — подчеркнул Майис Мамедов.