Прозрачное партнёрство, но глаз да глаз не помешает

Депутаты регионального парламента обсудили концессии — заключенные контракты и будущие
Парламентарии сошлись во мнении, что государственно-частное партнерство — достаточно эффективный механизм реализации различных инфраструктурных проектов, но постоянный контроль необходим.
Вопрос о концессиях не раз поднимался на заседаниях различных комитетов Законодательного собрания, о чем «Советская Сибирь» рассказывала своим читателям. Озабоченность депутатов легко можно понять: платить по концессионным соглашениям придется долгие годы, а по силам ли областному бюджету такая нагрузка? Поэтому парламентарии запросили у исполнительной власти исчерпывающую информацию по этому вопросу, чтобы все было прозрачно и впредь не возникало никаких недомолвок.
Двадцать крупных объектов
О проектах, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, и соглашениях, которые планируется заключить в будущем, на сессии Законодательного собрания рассказал министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. По его словам, в рамках ГЧП и концессий в регионе предполагается создать более 20 крупных инфраструктурных объектов. В настоящее время подписаны или находятся на стадии подписания пять соглашений. Они связаны со строительством четвертого моста, семи поликлиник и шести школ в Новосибирске, поликлиники на ОбьГЭС и инфекционной больницы.
— В стадии проработки проект строительства еще трех школ в Новосибирске, онкологического центра, центра единоборств на улице Аникина, а также концессионное соглашение о строительстве мусоросортировочных комплексов и полигонов ТКО, — сообщил глава регионального минэкономразвития. — Общий объем привлекаемых средств федерального бюджета — 14,8 миллиарда рублей. До 2042 года затраты областного бюджета составят 53 миллиарда 749 миллионов рублей. Пиковая нагрузка ложится на 2025 год — примерно 3,3 процента собственных доходов, или 6,2 миллиарда рублей. Средняя нагрузка на областной бюджет — 2,2 миллиарда рублей в год. С учетом параметров принятого закона об областном инвестиционном фонде у нас сегодня есть варианты структурирования перспективных проектов. Но, безусловно, есть и риски, и в первую очередь это увеличение стоимости строительства и затягивание сроков.
Депутат Вячеслав Илюхин обратил внимание на следующий момент: и в 2022, и в 2023 году суммы, которые бюджет должен будет выплатить по концессионным соглашениям, не дотягивают до 2,5 процента собственных доходов. Парламентарий поинтересовался, как быть в этом случае.
— Тут может быть несколько вариантов. Средства, которые не освоили в текущем году, перекладываются на следующий год. Или можно будет оптимизировать под определенный законом процент параметры проектов, которые будут в перспективной проработке, — ответил Лев Решетников.
Расторгнуть нельзя оставить
О печально знаменитой мусорной концессии коллегам напомнил депутат Вадим Агеенко.
— Концессия была заключена в 2016 году. Что сделано с тех пор? И еще. Если с полигоном в Раздольном были определенные проблемы, то с полигоном в Верх-Туле никаких вопросов не возникло. Почему там не строят, что мешает? — спросил Вадим Агеенко.
Парламентарию ответил заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка. По его словам, площади первоначально предложенного участка в Верх-Туле не хватает, чтобы спроектировать поворот автодороги на полигон. Сейчас этот вопрос решается, и с высокой степенью вероятности к лету участок будет сформирован.
Вадим Агеенко отметил, что участок в Верх-Туле — это только часть проблемы. Гораздо больше вопросов вызывают условия заключенного соглашения.
— С этой концессией мы попали в патовую ситуацию, — заявил депутат. — Мы не единожды говорили, что необходимо ее расторжение. Это обычная юридическая схема. Зачем тянуть? Мы боимся потерять из областного бюджета 300 миллионов, которые мы якобы должны концессионеру? Но он не вложил ничего в реализацию проекта и не сможет подтвердить затраты, так что нам ничего не грозит. Вопрос чисто технический, и надо его решать.
Ликвидировать дисбаланс
Депутаты Александр Шпикельман и Елена Тырина обратили внимание коллег на то, что проекты на принципах ГЧП реализуются в основном в Новосибирске, а сельские жители остаются за бортом, хотя и у них есть огромная нужда в различных социальных объектах. Необходимо ликвидировать этот дисбаланс.
Их коллега Александр Александрович Козлов отметил, что по семи новосибирским поликлиникам, которые строятся по концессии, сроки непомерно затягиваются. Фактически работы идут только на трех строительных площадках, да и то, как говорится, на шатко ни валко. Депутат Роман Яковлев поинтересовался судьбой поликлиники на улице Райсовета. Там к работам еще не приступали. А между тем жители этой улицы уже десять лет ждут, когда у них появится новая поликлиника. Лев Решетников заверил парламентария, что разрешение на строительство будет получено еще до конца этого года.
Контроль необходим
Первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панферов подчеркнул, что алгоритм контроля проектов, реализуемых в рамках ГЧП, необходимо выработать заранее и постоянно мониторить ситуацию. Например, каждые три месяца заслушивать на комитетах информацию о строительстве.
— Заслушать на сессии информацию о нагрузке проектов ГЧП и концессий на областной бюджет было моей идеей, потому что много разговоров и недомолвок, — напомнил председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. — Сегодня депутаты и приглашенные услышали всю информацию, и большинство вопросов ушло. Что касается нагрузки на бюджет, то мы идем, конечно, на грани, но пока ситуация приемлемая. Я глубоко убежден — депутаты обязательно должны участвовать в обсуждении крупных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, чтобы не было никаких недомолвок.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей Травников, губернатор Новосибирской области:
— Безусловно, бюджету Новосибирской области по силам рассчитываться по концессионным соглашениям. Конечно, хотелось бы работать по простым схемам: есть деньги — заказал стройку, объект возвели — рассчитался. Но социальные проблемы не ждут, пока у нас появятся дополнительные доходы, их надо решать сейчас. Формат концессии и государственно-частного партнерства удобен тем, что те же школы и поликлиники, которые так нужны Новосибирской области, можно строить уже сегодня, рассчитываясь в течение довольно длительного срока.
В чем еще преимущество этих инструментов? Сегодня все больше и больше федеральных программ реализуется на принципах государственно-частного партнерства. То есть, если у нас есть такие проекты, мы можем привлекать в том числе и федеральные деньги. Финансовая нагрузка приемлемая для нашего бюджета, а главное — ею можно управлять, как с помощью федеральных денег, так и распределяя платежи по годам. Это, кстати, позволяет закон об областном инвестиционном фонде, который депутаты приняли сегодня во втором чтении. Между первым и вторым чтениями мы серьезно поработали над ним и нашли компромисс — в этот фонд будет перечисляться 2,5 процента от собственных доходов региона, а не 2 процента, как предлагалось ранее. При этом есть возможность перераспределять перечисленные суммы по годам. Иными словами, если в какой-то год финансовая нагрузка по концессиям и ГЧП не дотягивает до перечисленной суммы, то неосвоенные средства можно будет перенести на следующий год.
АКТУАЛЬНО


