USD 73.3550 EUR 89.1483

Телемедицина: доступно, но...

Светлана ФРОЛОВА
Фото Юлии НАЗАРЕНКО
Фото Юлии НАЗАРЕНКО

Обозреватель «Советской Сибири» попробовал получить квалифицированную врачебную помощь онлайн

Перед Новым годом стало известно, что жителям Новосибирской области подготовлен отличный подарок: на сайте электронной регистратуры
появилась возможность записаться на бесплат­ную онлайн-консульта­цию по вопросам коронавируса. Мы проверили, как работа­ет этот алгоритм, что нужно учесть пациен­там, решившим прибегнуть к услуге.

Сразу отметим: чтобы получить услугу телемедицины, в нашем случае нужно было зарегистрироваться на сайте электронной регистратуры. Важно еще иметь в виду, что с первого раза это может не получиться. Терпение, друзья, терпение!

Только руку протяни

Итак, в конце минувшего года у жителей области появилась возможность получить консультацию врача по вопросам, связанным с коронавирусной инфекцией, в режиме видеоконференции. Сервис, запущенный министерством цифрового развития и связи Новосибирской области совместно с региональным министерством здравоохранения, находится на портале reg.nso.ru.

Как сообщается на сайте облправительства, для того чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь онлайн, не нужны особые технические навыки: «Пациенту достаточно авторизоваться в личном кабинете на портале reg.nso.ru удобным способом, в том числе через учетную запись портала госуслуг, и во вкладке «Записаться на прием» выбрать сервис «Телемедицинская консультация по COVID-19». Далее можно выбрать дежурного врача и удобное время. В личном кабинете отобразится ссылка, по которой в назначенное время нужно перейти с любого гаджета с доступом в Интернет для связи с врачом».

Сервис телемедицинских консультаций был доступен уже в новогодние праздничные дни и создан путем интеграции портала единой регистратуры (reg.nso.ru) и региональной медицинской информационной системы, также задействованы возможности службы 112 и единого портала госуслуг.

Предполагается, что во время консультации пациент получает рекомендации врача и медицинские назначения. При этом протокол консультации с предварительным диагнозом сохраняется в личном кабинете, а общение с врачом проходит с соблюдением требований защиты персональных данных.

Об инновациях и паролях доступа

Казалось бы, с развитием цифровых сервисов и технологий должны повыситься доступность и удобство медицинской помощи для граждан. Во время пандемии это особенно актуально. По идее, именно телемедицина должна помочь решению проблемы, однако на деле зарегистрироваться на сайте оказалось не так уж и просто.

Если вы по какой-то причине (например, у вас высокая температура) сделали хотя бы одну ошибку в длинном перечне из обязательных пунктов регистрации, куда входят уникальный логин, пароль, фамилия, имя, отчество, полис ОМС и СНИЛС, безжалостная система заставит вас вводить все данные снова и снова. Что, согласитесь, для больного, переболевшего или просто пожилого человека, мягко говоря, проблематично.

При этом система может под конец ввода выдать сообщение, что такой логин уже зарегистрирован. Ну да, кто-то это уже сделал до вас. Или просто ошибка. И тогда уже нужно звонить в службу технической поддержки, которая переадресует решение вашей проблемы разработчику сайта, сформировав заявку на получение нового пароля. Беда в том, что, по словам специалиста группы поддержки, это может занять некоторое время — где-то около недели. Но вам же к врачу нужно срочно, верно?

Увы, выяснилось, что проблемы с регистрацией бывают часто: дети регистрируют родителей, а родители — детей, при этом они не обязательно ставят друг друга в известность. Или вовсе об этом забывают. И пароли входа тоже. Так что, если не хотите столкнуться с таким затруднением, запишите пароль в блокнот. Не придется ждать неделю его восстановления.

Про полезность госуслуг и веб-камеру

Однако можно пойти и другим путем. Например, сначала зайти на сайт госуслуг и авторизоваться там, а затем уже — на сайт reg.nso.ru. В этом случае вы сразу обнаружите вкладку «Записаться на прием», нажав на которую сможете выбрать сервис «Телемедицинская консультация по COVID-19». И там уже все просто — вам назначат врача и предложат выбрать день и час приема.

Затем — внимание! — следует вернуться на главную страницу reg.nso.ru, найти на ней кнопку «Личный кабинет», где уже будет отображаться информация о записи к врачу. Здесь же можно распечатать талон, если есть такая нужда. Кстати, может понадобиться указанный в талоне телефон регистратуры. На этой же странице вы найдете ссылку на онлайн-конференцию. В идеале, нажав на нее, вы в назначенное время пообщаетесь с доктором.

Если вы думаете, что это все, ошибаетесь. Дело за малым — установить на компьютер специальное приложение, электронная регистратура его предложит. Что еще? Позаботиться о том, чтобы ваш компьютер был снабжен всеми необходимыми атрибутами для участия в видеоконференции: подключенной веб-камерой, наушниками и микрофоном (если таковым не оснащена камера). И конечно, вы должны понимать, что без устойчивой интернет-связи ничего не получится.

И еще запаситесь терпением, если вы вошли в конференцию и оказались там в виртуальном одиночестве. В назначенное нам время врач не появился. Ждать пришлось около 17 минут, и в конце концов в эфир вышел совсем не тот доктор, который был обозначен в талоне электронной регистратуры. Врач Александр Сахатов извинился за ожидание и исчерпывающе ответил на все наши вопросы. Правда, уточнил, что сам впервые общается с пациентом в таком формате. Кстати, по его сведениям, люди пенсионного возраста телемедициной пока не пользуются. И кажется, мы понимаем почему.

Однако способ получения бесплатной медконсультации, альтернативный очередям в поликлиниках, все же работает. У него есть нюансы. К нему нужно подготовиться. И надеемся, наш эксперимент окажется полезным читателям. Будьте здоровы!

То, что доктор прописал

Что делать после того, как переболел ковидом? Доктор Александр Сахатов, консультировавший корреспондента «Советской Сибири» онлайн, дал несколько советов.

В первую очередь следует регулярно делать дыхательную гимнастику: поднимать руки над головой на несколько минут и делать ритмичные вдохи и выдохи. Еще можно взять бутылку с водой и через трубочку дышать в эту бутылку — так вы будете тренировать свои легкие. А вот воздушные шарики надувать не нужно, потому что пока это будет для вас тяжело. Также следует больше лежать и спать на животе — хотя бы недели две.

Что касается витамина С, его можно принимать и дальше. Также следует пропить БАД с цинком.

Если остался кашель, а рентген во время болезни вы не делали, нужно все же сходить и проверить легкие.

Чтобы быть уверенным, что вы переболели COVID-19, сдайте анализ на иммуноглобулины класса G. И если титр будет высокий, значит вы уже переболели, вам бояться особо нечего месяца три-четыре. Если антитела у вас найдутся, в течение полугода минимум прививаться вам нельзя.

Обязательно продолжайте носить маски. Но гарантированно уберечься от заражения можно, к сожалению, только если не ездить в общественном транспорте. 

ФАКТЫ
В Новосибирской области, кроме сервиса онлайн-консультаций, начал работу интеллектуальный голосовой помощник Николай — в единой регистратуре по номеру 124 и по телефону горячей линии по вопросам коронавирусной инфекции 122. Он в автоматическом режиме принимает все входящие звонки, вызывает врача на дом или записывает к нему на прием. Сервис реализован министерством цифрового развития и связи Новосибирской области совместно с региональным министерством здравоохранения.

Если вам нужно вызвать врача себе или другому человеку либо записаться на прием, Николай уточнит только ваши Ф. И. О., дату рождения и специальность врача. Все остальные необходимые данные он получит из региональной медицинской информационной системы.

Вызов врача на дом оформляется на текущую дату. На прием к специалисту робот запишет в поликлинику, к которой вы прикреплены. При необходимости он подтвердит или удалит запись.

Если человек обращается по другому вопросу или искусственный интеллект не может понять сказанное ему, он переводит звонок на оператора. Ожидается, что Николай сможет самостоятельно обслужить до 50 процентов обращений.

Комментарии