USD 63.1697 EUR 70.3395

Школьная форма

Юлия НАЗАРЕНКО
Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

«Цифра» не сузит, а расширит возможности образования

Одновременно образовательные, и не только образовательные, возможности школьников и педагогов существенно расширятся за счет электронных форматов и новых сервисов.

Над этим сегодня работают совместно два региональных министерства — образования и цифрового развития.

В частности, с 2020 года в Новосибирской области планируется создать пять центров цифрового образования детей «IT-куб»: три в городе и два в области.

Запуск с 1 сентября

В новосибирской гимназии № 17 с 1 сентября запускается первый центр цифрового образования детей «IT-куб».

— Обучение детей будет проходить по шести направлениям, включая изучение языков программирования Python и Java, знакомство с кибергигиеной и большими данными, виртуальной и дополненной реальностью, разработку мобильных приложений, — рассказал «Советской Сибири» министр цифрового развития и связи Новосибирской области Анатолий Дюбанов. — В течение года в центре на базе гимназии № 17 «Классическая» бесплатно будут обучаться 400 детей. Запланировано не менее шести мероприятий, которые охватят 1 500 школьников региона. Министерство цифрового развития и связи Новосибирской области на базе гимназии в рамках мероприятий федерального и регионального проектов «Информационная инфраструктура» сейчас работает над обеспечением учреждения необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой — сетями передачи данных с необходимой пропускной способностью, а также специализированным оборудованием.

032-03-01_M.jpg

Скорость прибавить, технику обновить

Напомним, за последние два года был совершен прорыв в укреплении цифровых возможностей школ в регионе. Благодаря проекту «Устранение цифрового неравенства» Интернет в школах появился. По информации минобразования региона, в 85 процентах городских школ скорость интернет-соединения составляет не менее 100 мегабит в секунду, в 30 процентах сельских школ — не менее 50 мегабит в секунду.

Много это или мало? 50 мегабит в секунду удовлетворит потребности при одновременном подключении не более двух устройств — быстрое скачивание небольших объемов данных, просмотр HD-видео, видеозвонки без задержек. Но при подключении более двух устройств и интенсивной нагрузке сети соединение работает с паузами, скорость может упасть. Понятно, что в сельских школах педагогу работать с классом дистанционно невозможно. Деревенские дети были вынуждены прекратить уроки в Интернете в период пандемии. Смысла в этих муках не было.

В прошлом году при поддержке Министерства просвещения РФ Новосибирская область в опережающем порядке вошла в федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование». Это позволит обновить сетевое оборудование в 233 школах региона.

Министерство цифрового развития и связи сообщает, что в прошлом году регион получил необходимое телекоммуникационное оборудование, на этот год запланирована его установка. В настоящее время проведено предпроектное обследование всех 233 школ, разработаны технические задания, информацию о закупках на установку ведомство планирует запустить уже в июле. Модернизация внутренних локальных сетей пройдет в школах Новосибирска, Бердска, Оби, Кольцово, Искитима, Искитимского, Колыванского, Коченевского, Кочковского, Маслянинского, Мошковского, Новосибирского, Ордынского, Тогучинского и Черепановского районов.

— В образовательных учреждениях будут установлены современное сетевое оборудование распределительной сети доступа и оборудование беспроводных Wi-Fi-сетей, системы контроля и управления доступом, системы видеонаблюдения — видеокамеры и видеосерверы, а также электросетевые системы — источники бесперебойного питания и стабилизаторы напряжения, — сообщил Анатолий Дюбанов. — Объем финансирования — около 398,7 миллиона рублей.

Кроме того, в рамках этого же проекта «Цифровая образовательная среда» 95 школ и шесть организаций среднего профессионального образования Новосибирской области в текущем году планируется оснастить комплектами цифрового оборудования, в том числе интерактивными панелями и ноутбуками. А в 2021 и 2022 годах дополнительно будет поставлено оборудование еще в 431 образовательную организацию во всех 35 муниципальных районах и городских округах области.

Со школьного сайта в госуслуги?

В недалеком будущем сайты школ будут интегрированы с государственными информационными системами и электронными сервисами. Это станет возможными благодаря все тому же нацпроекту «Образование», в рамках которого сейчас создается платформа «Госвеб» (интерактивный конструктор сайтов). В настоящее время большинство школ и детских садов Новосибирской области используют платформу «Конструктор школьных сайтов» компании «Е-Паблиш».

— Переход на «Госвеб» позволит организациям образования использовать единые шаблоны и дизайн, — говорит Анатолий Дюбанов. — И самое главное, сайты школ будут интегрированы с различными государственными информационными системами. Появится возможность, не уходя с сайта школы, воспользоваться сервисами электронного правительства — подать обращение в госорганы, получить обратную связь в оперативном порядке. «Госвеб» позволит проводить электронные голосования по различным социально значимым вопросам, общественные обсуждения. Ведь пользователями сайтов будут как педагоги, руководители образовательных организаций, так и учащиеся и их родители.

К слову, конструктор сайтов будет предоставляться на безвозмездной основе, дополнительного финансирования не потребуется.

Министр цифрового развития и связи Новосибирской области Анатолий Дюбанов:
«Лично губернатор Андрей Травников поднимал вопрос обновления телекоммуникационного оборудования на Госсовете, на Совете по развитию цифровой экономики при Совете Федерации в рамках дней Новосибирской области в СФ РФ. Вопрос о том, что в школах, которые получают оптоволокно, инфраструктура школы, до класса, находится в плачевном состоянии. Вопрос был услышан на федеральном уровне, и принято решение о выделении пилотным регионам, в которые попала Новосибирская область, средств для приобретения оборудования»

Что включает модель цифровой образовательной среды в регионе

Будут обновлены:
— в 2020 году — внутренние локальные сети и обеспечена информационная безопасность при работе с персональными данными в 233 школах;
— к 2024 году — в 532 организациях образования.

Какие организации участвуют?
— среднего образования;
— среднего профессионального образования (СПО);
— профессионального обучения;
— дополнительного образования для детей и взрослых.

Будет создано:
5 центров цифрового образования детей «IT-куб».

Будет закуплено:
оборудование «мобильный класс», включая МФУ (принтер, сканер, копир), 6 ноутбуков для управленческого персонала, 2 ноутбука педагога, 2 интерактивных комплекса с вычислительным блоком, 30 ноутбуков для класса:

— в 2020 году — для 101 организации, в т. ч. 95 школ, 6 учебных заведений СПО;
— в 2021 году — 301;
— в 2022 году — 130.

Будут переведены:
все сайты школ на платформу «Госвеб» (интерактивный конструктор сайтов).

Будет доступно:
повышение квалификации учителей через единый доступ ко всем образовательным ресурсам — интерактивную витрину «Маркетплейс».

Будет открыт:
личный кабинет на портале госуслуг для всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей и школьников (электронные дневник и расписание, библиотека, обмен быстрыми сообщениями и так далее), плюс для школы — электронные документооборот, отчетность, учет освоения программ дополнительного образования и достижений обучающихся, результаты участия в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах.

Фото с сайта pixabay.com

В чём плюсы?

Завершение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» к 2024 году позволит при необходимости использовать современные цифровые образовательные технологии в дополнение к традиционным по всей стране.

Например, во время всплесков сезонной заболеваемости для учащихся, по болезни оставшихся дома. Или для ребят, проходящих длительное лечение в стационарах. Занятия в школе и живое общение с педагогом — неизменная часть отечественной образовательной системы.

Что получат школы, учащиеся и педагоги благодаря цифровой образовательной среде:
— доступ к высокоскоростному Интернету для занятий в школе;
— доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, способствующих расширению и углублению предметных знаний;
— цифровые решения, позволяющие ребенку, который по каким-либо причинам долго не имеет возможности посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока;
— интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;
— возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;
— автоматизацию внутришкольных процессов для освобождения педагогов от лишней бумажной работы.

Напомним, губернатор Андрей Травников озвучил ряд предложений по комплексному и технологичному решению задач повышения качества и доступности дистанционного образования в российских регионах. В июне он принял участие в онлайн-заседании совета при Президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей. Одной из тем совещания, которое провела председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко, стала система онлайн-обучения и совершенствование цифровых образовательных платформ.

Почему возник этот вопрос? Дистанционное обучение, на которое из-за коронавируса весной перешли все российские школы, высветило моменты, требующие существенного улучшения. На выравнивание ситуации и направлена данная работа.

Новосибирская область вошла в число 14 регионов России, где будет апробирована цифровая образовательная среда (ЦОС). Что это такое?

Цифровая образовательная среда — только часть школы, элемент всех развитых мировых систем образования, включающий высокоскоростной Интернет в школах, обеспечение образовательных организаций соответствующей техникой, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но не подменяющих собой живое общение с педагогом на уроках.

Цифровая образовательная среда создает в традиционной классно-урочной системе условия для применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, дает возможность использовать электронные информационные и образовательные ресурсы.

Наш регион вошел в нее потому, что проявил инициативу и уже ведет подготовительную работу, есть базовый уровень и даже больше. ЦОС актуальна для отдаленных регионов России.

ЦИТАТА
Сергей КРАВЦОВ, министр просвещения РФ:
— Речь идет не о замене одного вида обучения, очного, другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например материалов «Российской электронной школы», собравшей передовые методики и уроки лучших учителей страны. Еще раз подчеркну: мы рассчитываем начать учебный год традиционно, в сентябре, и все школьники вновь сядут за парты.

СПРАВКА
В августе 2020 года минобразования региона планирует провести повышение квалификации не менее 10 тысяч педагогических работников в области дистанционного обучения с обязательной аттестацией в форме демонстрации практического применения информационной образовательной инфраструктуры. Мероприятие, вероятнее всего, пройдет в дистанционном режиме.

ЦИФРА
Общий объем средств на реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в Новосибирской области в 2020–2022 годах составит 1 миллиард 465 миллионов рублей

Комментарии