USD 96.0686 EUR 105.1095
 

Свет в конце тоннеля

Светлана ФРОЛОВА
Фото Валерия Панова предоставлены пресс-центром Новосибирской государственной областной научной библиотеки
Фото Валерия Панова предоставлены пресс-центром Новосибирской государственной областной научной библиотеки

Благодаря фестивалю «Белое пятно» в литературе остается все меньше «темных мест»

В Новосибирске завершился всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно». Три дня писатели говорили о книгах, современном литературном бизнесе и о том, как меняется русский язык, а читатели слушали и фиксировали свои впечатления — преимущественно в социальных сетях.

Фестиваль, который проводится при поддержке министерства культуры региона, впервые состоялся в 1994 году. Его миссия — не только познакомить сибиряков с авторитетными российскими авторами, но и свести литераторов друг с другом, выстроить их сообщение. И каждый из его участников — будь то писатель или читатель — уходит с мероприятия со своим набором коммуникативных бонусов.

Чтобы поучаствовать в ежегодном форуме, в Новосибирск съехались литераторы буквально со всей страны. И конечно, в первую очередь из сибирских городов. Главной площадкой стала Новосибирская государственная областная научная библиотека.

— Наша задача — раскрыть как можно больше имен современных писателей, дать читателям возможность пообщаться с ними вживую, — подчеркнула директор НГОНБ Светлана Тарасова.

Мы пробежали по соцсетям, чтобы узнать, как оценили литературный праздник его участники.

«Белые пятна всегда хочется заполнить своими впечатлениями!»

Например, представитель кемеровской литературной студии «Белый квадрат» Виктор Шагиахметов так отзывается о фестивале на своей странице в ВК: «На днях в Новосибирске прошел литературный фестиваль «Белое пятно», в программу которого входили мастер-классы, лекции, чтение стихов и другие мероприятия. Мне удалось побывать там, познакомиться с интереснейшими молодыми авторами из Новосибирска и лично встретиться с крупными московскими поэтами Михаилом Айзенбергом и Ольгой Седаковой, а также недавно прославившимся екатеринбургским писателем и поэтом Алексеем Сальниковым. К сожалению, я был единственным, кто представлял кемеровскую поэзию (если не брать в расчет нашего экс-студийца Михаила Рантовича, переехавшего в Новосибирск). Посетил далеко не все мероприятия, но все равно остался впечатлен уровнем фестиваля».

Виктор выразил благодарность Антону Метелькову и всем организаторам. И есть за что: хорошо, когда и участники, и зрители чувствуют себя на мероприятиях максимально комфортно. Вот, скажем, Наталья Скидан пишет, что не ожидала, «что появление в областной библиотеке группы из нескольких школьников заставит больших и серьезных людей задержать открытие всероссийского фестиваля».

«Мы даже не знали, что именно для нас были поставлены дополнительные стулья, — делится она. — Нам было приятно, что обычных шестиклассников из обычной школы приняли за участников литературной студии. Это было непросто — в течение часа слушать беседу с писателем, книги которого ты никогда не читал, да и не скоро еще прочтешь, ибо написаны они для взрослой аудитории. Это было познавательно — увидеть современное библиотечное пространство. Это было волнительно — задавать вопросы теперь уже подростковому писателю, чьи книги ты увидел на книжных полках. Это было здорово — узнать, что писатели — обычные люди, «живые», непосредственные, понятные и не очень, со своими историями и эмоциями».

Фото Валерия Панова предоставлены пресс-центром Новосибирской государственной областной научной библиотеки

О герое, табу и мате

Утром в воскресенье Новосибирскую областную юношескую библиотеку посетил прозаик Вячеслав Ставецкий с разговором на тему «Современный русский роман и проблема героя». Как следует из официального блога библиотеки, гости форума «смогли не только взять заветный автограф, но и обсудить насущные проблемы современной литературы: куда пропал герой, почему отчаяние стало главенствующей темой, кто и зачем выигрывает литературные премии, да и нужна ли фигура читателя современному автору?»

— Писатель когда-то утратил представление о том, каким должен быть человек, а в 90-е наступила дезориентация. Естественная связь времен распалась. Сейчас мы эту связь восстанавливаем, ища ответ на вопрос «Кто мы?», — подчеркнул Вячеслав во время дискуссии.

Профессиональный литературный редактор Наталья Астанина тоже осталась довольна программой форума. У себя на странице она сообщила о долгожданной встрече с любимым писателем Алексеем Сальниковым, «который оказался остроумен, ироничен и вообще прекрасен во всех проявлениях». А также о том, что присутствовала на круглом столе о литературных премиях с участием Германа Садулаева, Вадима Левенталя, Игоря Караулова и опять же Алексея Сальникова с небольшими вкраплениями Щетникова и Михайлова. «Модератор Антон Метельков выше всяких похвал. Получилось действительно интересно, живо и весело», — комментирует она.

Одним из самых ярких событий фестиваля для литературного редактора, конечно, стала лекция Максима Кронгауза о речевых табу.

«В том числе речь шла об эвфемизмах и матерной лексике, — пишет она. — Сходили с Вадиком. Теперь в нашей семье появился свой эвфемизм. «Можно я растабуируюсь немного?» — спрашивает Вадик периодически».