USD 63.1697 EUR 70.3395

Играем в театр

Светлана ФРОЛОВА
Фото Романа БРЫГИНА, Кристины КАРМАЛИТЫ
Фото Романа БРЫГИНА, Кристины КАРМАЛИТЫ

Новосибирские журналисты, актеры и психологи читают вслух пьесы современных драматургов

Обозреватель «Советской Сибири» поучаствовала в читке на зрителя пьесы московского автора Малики Икрамовой и узнала, кто на самом деле должен выбирать тексты для постановок.

Малика — системный программист с дипломом МГУ, сейчас работает с ценными бумагами. А в перерывах между заботой о муже, детях (их у нее трое) и работой уже написала восемь пьес и стала победителем нескольких драматургических конкурсов. В Новосибирск Малика приехала на читку драмы «День пожилого человека», которую организовало Товарищество сибирских драматургов «ДрамСиб» — неформальный проект, объединяющий авторов Сибирского федерального округа, который родился в 2011 году.

— Такие мероприятия очень полезны и интересны для пишущих. Я вообще редко по стране езжу, поэтому пользуюсь любой возможностью, ведь это так важно — услышать, как звучит твоя пьеса! — говорит Малика.

Фото Романа БРЫГИНА, Кристины КАРМАЛИТЫ
По словам основателей «ДрамСиба» Дмитрия Рябова и Кристины Кармалиты, читки сейчас — явление модное и проводятся по всей стране, в частности в Омске и Екатеринбурге. Популярность их связана в первую очередь с демократичностью, ведь устраивают их чаще всего в кафе или в любом другом свободном от условностей театра пространстве. И еще вход на них обычно бесплатный, а это значит, что любой желающий может стать зрителем. В том числе даже не выходя из дома, ведь читки транслируются в Интернете. Участвуют в них (тоже на добровольной основе) актеры, студенты театрального института, педагоги, а также психологи и журналисты.  

— Начинали мы читки с пяти — семи зрителей, — рассказывает поэт, драматург, редактор журнала «Сибирские огни» Дмитрий Рябов. — И я думал, что еще месяц поразвлекаюсь и брошу. А потом как-то неожиданно люди стали приходить.

Только перья летят…
Обычно организаторы читок делают анонсы в социальных сетях, иногда — видеообращения. В гостиной Дома актера помещается 30–40 человек, а трансляции набирают 700–800 просмотров. То есть число увидевших пьесу в «концертном исполнении» приближается к количеству мест в зале «Красного факела». Так почему читки интересны зрителям и драматургам?

— Для драматурга важно, что он апробирует свой текст, — комментирует Кристина Кармалита. — А зритель, в свою очередь, получает информацию о современной драматургии. И удовольствие от зрелища. А еще это возможность высказаться о пьесе. И зрители охотно это делают. Иногда тут бывают такие баталии, только перья летят.

Фото Романа БРЫГИНА, Кристины КАРМАЛИТЫ
Кстати говоря, чтецам такое мероприятие тоже полезно, особенно тем, кто работает со словом. Да и вообще, скажите честно, разве вам никогда не хотелось  пожить чужой жизнью, хотя бы на сцене, вместе с настоящими актерами?

Патологоанатом испугался
20 апреля новую пьесу будут читать в рамках «Библионочи» в Новосибирской областной библиотеке. А как пьесы попадают на читки? Например, через драматургические конкурсы. Такой всероссийский конкурс под названием «Выбор зрителя» придумала год назад драматург из Ленинска-Кузнецкого Кристина Гортман.

— Сидела я как-то в Ленинске-Кузнецком и скучала. Думала, как же себя развеселить? — рассказывает Кристина. — А денег на веселье не было. Значит, нужно делать то, что не требует затрат. И придумала в итоге драматургический конкурс. Мне друг говорит: «Да драматургических конкурсов —  как собак нерезаных!» Значит, конкурсу нужна фишка. И я решила: у нас в жюри сейчас всякие умные люди — критики, театроведы, режиссеры, а смотрят-то все это обычные люди, и чего зрители хотят, у них вообще никто не спрашивает. Значит, надо спросить! Вот тебе и идея конкурса! В итоге я быстро все это организовала, написала положение и создала себе очень много работы. Скучать стало совершенно некогда.

Фото Романа БРЫГИНА, Кристины КАРМАЛИТЫ
Кристина говорит, что у нее очень много знакомых драматургов, которые пишут действительно хорошие пьесы. Но в театр неизвестного автора можно «пропихнуть» разве что по знакомству. Поэтому захотелось помочь талантливым людям. Например, была еще такая идея: делать сборники пьес и просто рассылать по театрам. Но все, как обычно, уперлось в финансы.

Прислушаться к зрителю
— С жюри была отдельная история, — рассказывает организатор конкурса. — В него попросилось человек пятнадцать, люди из разных городов, разных профессий. Были, например, швея, патологоанатом и прочие. Но постепенно они отсеивались. В итоге к 1 декабря, к моменту, когда нужно было прочесть все 170 присланных пьес и проставить все оценки, осталось шестеро. Причем швея осталась, а патологоанатом испугался. Когда организовывала следующий конкурс, я подумала, что нет смысла брать десять человек, потому что это нерепрезентативная выборка. То есть для драматургов это хорошо и, может, для читателей здорово, но для театров такой выбор не представляет вообще никакой ценности. И я решила, что надо хотя бы человек сто набрать в жюри. И я их в итоге не набрала. Я поняла, что обычные зрители не готовы читать пьесы. Они готовы просто приходить и смотреть то, что им показывают. А второй момент — обычные, нетеатральные люди не понимают, как этот текст потом будет на сцене выглядеть, и поэтому не всегда оценивают пьесы адекватно.

Организаторы читок уверены, что театральные и литературные критики  — профессии вовсе не вымирающие, «специально обученные» зрители театру нужны.

— Только нужны критики объективные, неангажированные, — говорит Кристина Гортман. — Потому что и среди присланных нами текстов были пьесы объективно слабые. Кстати, читки и особенно обсуждения после них полезны и драматургу тоже. Вот я послушала, что мне сказали после читки «Угольной пыли», потом поправила ее — два момента поменяла принципиально, и она — хоп! — победила в конкурсе. Это потому, что я услышала замечания. Я считаю, что если драматург адекватен и прислушивается к мнению зрителей, тогда все получится.

ДОСЬЕ
Товарищество сибирских драматургов «ДрамСиб» организует читки пьес, лаборатории современной драматургии, конкурсы, спектакли. С 2011 года состоялось более 50 читок пьес авторов из Новосибирска, Томска, Омска, Красноярска. Создатель проекта — новосибирский драматург Дмитрий Рябов. Цель минимум — пропаганда и развитие сибирской драматургии. Цель максимум — создание Театра сибирской драматургии. В мероприятиях «ДрамСиба» приняло участие много людей, в подавляющем большинстве случаев — безвозмездно.

Комментарии