USD 96.0686 EUR 105.1095
 

От Рериха до паровоза

Алина ПОЛОННИКОВА
В парке «Городское начало» можно было увидеть редкое, совсем не музейное зрелище. Ночью по подсвеченному железнодорожному мосту проехал паровоз начала 50-х годов, который дал несколько гудков, вызвав громкие аплодисменты.Фото Аркадия УВАРОВА
В парке «Городское начало» можно было увидеть редкое, совсем не музейное зрелище. Ночью по подсвеченному железнодорожному мосту проехал паровоз начала 50-х годов, который дал несколько гудков, вызвав громкие аплодисменты.Фото Аркадия УВАРОВА

Музеи и выставочные залы в минувшую субботу не закрылись в положенное время. Стрелки часов притормозила «Ночь музеев»

Чтобы увидеть за один вечер как можно больше, люди чуть ли не бегом переме­щаются по галереям с картинами и другими экспонатами. Бежим и мы в человеческом потоке: с лестницы на лестницу, из зала в зал, чтобы хотя бы мимолетом прикос­нуться к прекрасному. Пока не про­било полночь, надо успеть.

День накануне музейной ночи выдался вовсе не майский. С утра, словно назло, повалила снежная крупа, а к вечеру добавился пронизывающий ветер. Но сибиряки, твердо решившие побывать в ночное время на выставках, концертах и мастер-классах, не отступили от намеченной цели. Правда, для посещения все же предусмотрительно выбрали те мероприятия, что проходили в теплых помещениях.

В парк «Городское начало», где развернул свою программу Музей Новосибирска, пришли лишь пара сотен самых закаленных любителей искусства. Они и стали очевидцами редкого зрелища: в темноте по подсвеченному железнодорожному мосту проехал паровоз начала 50-х годов, который дал несколько гудков, вызвав громкие аплодисменты продрогших в ненастный вечер горожан.

021-26-05.jpg

Со сцены горожанам улыбнулся инженер-путеец Григорий Будагов (в исполнении актера). Фото Аркадия УВАРОВА

Да, погодка подвела, и основная нагрузка легла на центральные места досуга — краеведческий и художественный музеи, концертный зал имени Каца, которые еле вместили ценителей прекрасного.

Филармония на страницах «Советской Сибири»
С Новосибирской филармонией «Советскую Сибирь» связывают годы дружбы и партнерства. Публикации о знаковых концертах, звездных музыкантах и фестивалях на страницах старейшей газеты области появляются регулярно. Самые яркие из них ожили на стендах, выставленных в музейную ночь в фойе третьего этажа филармонии. Проходившие мимо посетители посматривали на красочные фотографии с броскими заголовками. Люди постарше останавливались, чтобы рассмотреть стенды более внимательно.

Школьники стремились туда, где установили проигрыватели с виниловыми пластинками и настольные игры.

021-26-03.jpg

Гостей встречали десять красавиц — студентки НГТУ в экстравагантных костюмах. В нарядах угадывалось что-то знакомое. При ближайшем рассмотрении сочетаний тканей, проволоки и блесток приходило понимание, что это образы из произведений великих художников.

— Они посвящены картинам  Ван Гога, Пикассо, Малевича, Дали. Это результаты месяца работы. В основном использовали ткань, светодиоды, проволоку и горячий клей. Все своими руками делали, каждую деталь этими самыми пальчиками, — рассказали участницы студенческого театра моды «Парадайз».

Главе подарили коврик
Новосибирский государственный художественный музей манил богатой программой: все экспозиции, включая недавно привезенные шедевры Третьяковской галереи, знаменитые горы Николая Рериха и работы современного гения холста и кисти Василия Нестеренко, мастер-классы по народным промыслам, ставшие традиционными викторины, концерты, экскурсии и фото­сессии.

— Снимайте, но только без вспышки, — сделала замечание на входе в зал чопорная смотрительница.

А ведь здесь столько будоражащих воображение работ, которые хочется запечатлеть не только в своей памяти, но и на фото­снимках!

Эту выставку посетил и глава Новосибирской области Андрей Травников. Встретили его песнями и плясками, с балалайкой и баранками. Вместе с другими посетителями зала народных промыслов Травников попробовал выжигать по дереву, а также постигал азы искусства изготовления ворсовых ковров из ниток. Надежда Попович занимается этим рукоделием много лет, владеет множеством техник.

021-26-02.jpg

— Этот промысел пришел из Тюмени, но прижился и у нас, — рассказала мастер, показывая главе области основные приемы ткацкого дела. — Скорость зависит от человека, но при желании даже дети быстро учатся, они у меня по картинкам за час ткут цветы.

Одну такую работу — коврик размером с детскую ладошку, украшенный пестрыми цветами, — Наталья Попович подарила руководителю региона.

Андрей Травников с удовольствием попробовал играть на необычном музыкальном инструменте, внешне напоминающем глиняную вазу.

Главе региона продемонстрировали самодельную установку для гончарного дела. Перекрученная бечевка растягивается между пеньками на расстоянии нескольких метров, и, пока один человек крутит ручку с привязанной к ней веревкой, другой изготавливает горшки из глины на вращающемся гончарном круге. Именно таким способом делали посуду в Сибири наши далекие предки.

Очереди до самого метро
И все же самой посещаемой площадкой стал областной краеведческий музей. Выходя из метро на станции «Площадь Ленина», мы сразу встали в хвост огромной очереди. Руководство музея решилось впустить всех желающих бесплатно. Любители безвозмездного просвещения начали собираться под майским снегом в 18:00, но, несмотря на непогоду, запускали людей строго ограниченными партиями.

Счастливчики, успевшие прорваться первыми, попали на открытие фотовыставки журналиста Антона Веселова «Свои люди», посвященной его друзьям. Здесь 125 фотографий, что символично перекликается с предстоящим юбилеем Новосибирска.

— Это необязательно лица каких-то выдающихся новосибирцев, хотя для меня все друзья — выдающиеся. Вообще, все люди, все жители города — мои друзья, — улыбается Антон.

021-26-01.jpg
С открытием выставки фотохудожника поздравил исполняющий обязанности министра культуры Игорь Решетников.

— Выставка «Мистический Байкал» мне особенно нравится, — сказал Решетников, рассматривая таинственные сюрреалистические картины. — Здесь не просто особая атмосфера, она сказочная. И у людей есть потребность в этом.

Действительно, глядя на то, как вокруг застекленных стендов с раритетами люди толпятся, словно у витрины магазина, создавалось впечатление, будто ты не в привычно тихом музее, а на рынке в день привоза. Около гида не протолкнуться, но многие бродят по музею сами по себе, ненадолго останавливаясь у экспонатов. В зале, посвященном индустриализации Сибири, настоящее столпотворение. Тема колхозов и коллективизации отчего-то оказалась близка любителям искусства.

— Мне понравился быт того времени. У моей бабушки стояло такое же кресло, а потом его увезли на дачу. И коврики такие я тоже видела в деревнях, а они, оказывается, музейную ценность представляют. Мы тут галопом по Европам, нам еще в два музея хочется успеть, — рассказала 17-летняя Анна Розанова, которая пришла на мероприятие вместе с подругами.