USD 63.1697 EUR 70.3395

Власть под социальным контролем

Ирина ЕЛИСЕЕНКО
Наталья Омелёхина: «Именно исполнительные органы государственной власти Новосибирской области являются основным, базовым звеном в цепочке оказания гражданину бесплатной юридической помощи». Фото предоставлено пресс-службой губернатора и правительства НСО
Наталья Омелёхина: «Именно исполнительные органы государственной власти Новосибирской области являются основным, базовым звеном в цепочке оказания гражданину бесплатной юридической помощи». Фото предоставлено пресс-службой губернатора и правительства НСО

Какие механизмы обеспечивают информационную открытость власти? Насколько они действенны? Как соблюдается принцип обязательности информирования о деятельности органов власти?

На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр юстиции Новосибирской области Наталья ОМЕЛЁХИНА.

Открытый доступ
— Наталья Владимировна, какими мерами подкрепляется декларирование открытости в работе государственных органов? Насколько доступна для широкого пользователя, например,  база данных правовых актов губернатора, правительства Ново­сибирской области? И есть ли в действительности интерес к этим документам?

— Вопросы открытости органов государственной власти и доступа граждан к информации два последних десятилетия находятся в центре общественно-политических дискуссий. Сегодня информационная открытость власти выполняет важнейшую функцию — обеспечивает социальный контроль деятельности органов государственной власти. Поэтому информационную открытость власти необходимо рассматривать как доминантную характеристику демо­кратического общества, способ конструктивного влияния на принятие и реализацию решений властными органами.

Такой подход предполагает создание механизмов прозрачности деятельности государственных органов и инструментов обратной связи, позволяющих гражданам взаимодействовать с представителями власти.

В 2009 году Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного само­управления».

Сегодня задачи, определенные законом, еще более расширены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В этом документе поставлены следующие задачи: комплексное повышение качества официальных интернет-сайтов государственных органов, доступных в сети Интернет для всех аудиторий и содержащих актуальную информацию о деятельности государственных органов и порядке предоставления государственных услуг; повышение прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; обеспечение открытости общедоступной информации в сети Интернет.

В соответствии с этим в Новосибирской области ведется работа по следующим направлениям: мониторинг официальных сайтов государственных органов и органов местного самоуправления; размещение общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сети Интернет в форме открытых данных.

Принцип обязательности
— Очень важно то, что все создаваемые механизмы, направленные на повышение информационной открытости органов исполнительной власти, работают по принципу обязательности. Это значит, что принимаемые органами власти решения в рамках данного направления должны быть доступны в сети Интернет.

Информационная открытость государства необходима не только гражданам и бизнес-структурам, но и самим органам власти. В конечном счете повышение прозрачности и подотчетности деятельности государственных органов и органов местного само­управления укрепляет доверие граждан и предпринимателей к власти.

— Какие организационные процедуры и механизмы обеспечивают векторы работы, заданные Правительством РФ?

— В 2014 году была утверждена концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, определяющая основные принципы и задачи, а также основные подходы, обеспечивающие публичность власти.

Важнейшим условием для реализации общепризнанных прав на информацию граждан и иных субъектов является создание механизмов информационной открытости органов местного самоуправления как института публичной власти. Решение этого вопроса связано со снятием барьеров, отделяющих человека от институтов публичной власти, делающих его объектом информационного манипулирования, приводящих к усилению влияния отдельных групповых интересов либо изоляции гражданина от участия в политической жизни.

Эффективное решение проблемы общего доступа к актам органов местного самоуправления видится в максимальном использовании возможностей федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

В Новосибирской области работа по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется министерством юстиции Новосибирской области с апреля 2009 года. Все нормативные правовые акты областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания. Иск­лючением, конечно, остаются документы, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну либо сведения конфиденциального характера.

Система бесплатной помощи
— Очень многие люди, к сожалению, еще не привыкли самостоятельно осваивать документы, чтобы понять, насколько они их касаются. Как программа бесплатной юридической помощи способствует правовой грамотности населения?

— Федеральный законодатель определил три основные цели оказания бесплатной юридической помощи. Это создание условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно. Постановка данной цели связана с тем, что до принятия Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» на государственном уровне отсутствовала ее единая система, а единственным исполнителем и участником ее был институт адвокатуры. При этом в законодательстве отсутствовали механизмы реализации данной обязанности.

Принятый федеральный закон систематизировал и упорядочил как субъектов оказания бесплатной юридической помощи, так и возможные виды такой помощи, заложил правовую основу для формирования двух систем бесплатной юридической помощи — государственной и негосударственной.

Отсюда вытекает вторая цель — формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства.

В систему бесплатной юридической помощи нашей области входят все областные исполнительные органы государственной власти, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области, отдельные учреждения, подведомственные областным исполнительным органам государственной власти, адвокаты, включенные в соответствующий перечень участников государственной системы бесплатной юридической помощи, все нотариусы.

Юристы правовых служб областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области оказывают первичное устное и письменное консультирование граждан, то есть разъясняют нормы действующего законодательства, порядок защиты своих прав, обоснование правовых путей решения проблем, указывают конкретный орган либо должностное лицо, которые правомочны восстановить нарушенные права и свободы, порядок обжалования судебных решений либо направляют эти обращения в компетентные органы, которые обязаны оказать правовую помощь в разрешении проблемных вопросов. Ведь при нарушении прав и свобод человека и гражданина не всегда требуется инициирование сложной и длительной процедуры судебного разбирательства.

Однако следует иметь в виду, что круг вопросов, по которым адвокатами оказывается бесплатная юридическая помощь, ограничен перечнем, установленным частью 2 статьи 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Он более узкий, чем круг вопросов, по которым бесплатные консультации могут быть оказаны в органах власти, поэтому роль адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи можно охарактеризовать как вспомогательную.

Третья основная цель работы всех участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи — это создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.

Данная цель сопряжена с двумя основными конституционно-правовыми началами института бесплатной юридической помощи: с одной стороны, право на бесплатную юридическую помощь является необходимым элементом правового государства, с другой — в безвозмездном предоставлении квалифицированной юридической помощи в установленных законом случаях проявляется социальная сущность государства.

АКЦЕНТ
Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Кроме того, в силу статьей 45 и 46 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе и посредством равного доступа к правосудию (судебная защита прав).
Вместе с тем статья 7 Конституции Российской Федерации определяет, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а основное социальное назначение юридической помощи заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Исходя из этого, обязанностью государства является предоставление бесплатной юридической помощи в любой ситуации, независимо от имущественного положения гражданина или других обстоятельств.

Комментарии