USD 63.1697 EUR 70.3395

Жизнь необычных детей

Анастасия ГРИГОРЕНКО, студентка НГУ
В доме-интернате проходят реабилитацию как пациенты, постоянно проживающие здесь, так и «домашние» дети. Фото Анастасии ГРИГОРЕНКО
В доме-интернате проходят реабилитацию как пациенты, постоянно проживающие здесь, так и «домашние» дети. Фото Анастасии ГРИГОРЕНКО

Почему Ояшинский детский дом-интернат признан одним из лучших в России

Навстречу бежит мальчик лет пятнадцати и прыгает от радости, как детсадовец. Его любимая воспитательница вернулась из отпуска. Он ждал ее, как ждут родную мать.

В интернате в Ояше проходят реабилитацию около 400 детей с ДЦП, синдромом Дауна, глубокой умственной отсталостью. Здесь принимают самых сложных ребят со всей Новосибирской области. Болезнь лишила их незатейливых радостей детства, не только прогулок во дворе и бабулиных пирожков. Проще сказать, что у них есть, чем перечислять, чего эти ребята не чувствовали, не видели, не умеют. Роль родителей, бабушек и дедушек взяли на себя воспитатели. И тот мальчишка, который бежал нам навстречу, совершенно искренне любит свою «вторую маму».

Как же улучшить качество жизни умственно отсталых детей, как им привить навыки самообслуживания, помочь интегрировать в общество? Ответы на эти вопросы мы получили в Ояшинском детском доме-интернате.

Дать шанс поднять ложку
— Основная цель системы реабилитации в учреждении — улучшение качества жизни, привитие навыков самообслуживания и интеграция детей в общество. Для этого создается уникальная база, позволяющая обеспечивать предоставление реабилитационных услуг в комплексе, — пояснила директор дома-интерната Любовь Присмакина.

В интернате работают три отделения: милосердия, психолого-педагогической помощи и социальной реабилитации. В отделение милосердия поступают самые тяжелые пациенты — малыши, которые не могут самостоятельно передвигаться, сидеть и даже проглатывать пищу.

Конечно, не все пациенты способны встать на ноги, недуги у них разные. Но, чтобы дать тому, кто может, счастье самостоятельно передвигаться, научить себя обслуживать, хотя бы на самом элементарном уровне, делается все возможное и невозможное. И если получается — это счастье и для юных пациентов, и для их воспитателей.

Комплексное лечение, включая ЛФК, массаж, водные и физиопроцедуры, специальный тренажер Гросса и многое другое, — изо дня в день, терпеливо и методично выполняются все назначения. И внимание, внимание, внимание к пациенту.

«Могу жить самостоятельно»
Дети обучаются по специальным образовательным программам, ходят в кружки бисероплетения и выпиливания лобзиком, развивая мелкую моторику, посещают уроки музыки и танцев, занимаются с логопедами, дефектологами, а также лечебной верховой ездой.

— Когда дети начинают сами ходить, они переводятся из отделения милосердия в отделение психолого-педагогической помощи, ежегодно по шесть-семь ребят, — рассказывает заместитель директора по медицинской части Лидия Чернышева. — В отделение социальной реабилитации часть воспитанников попадают ближе к совершеннолетию. Здесь их учат жить в реальном мире, совершать покупки и планировать бюджет, готовить, стирать и многому другому.

Для этого в доме-интернате организовано сопровождаемое проживание воспитанников — проект «Могу жить самостоятельно». Основная его цель — социализация и интеграция молодых людей в общество. Все проживающие в отделении инвалиды трудоустроены, некоторые в самом интернате. Собственное подсобное хозяйство не только обеспечивает детский дом продуктами круглый год (при интернате имеются пасека, пруд, теплицы, сад с ягодными культурами, даже мини-завод по переработке молока), оно дает возможность учить детей работать на земле и ухаживать за животными.

— Воспитанники принимают активное участие в жизни дома: благоустраивают территорию, работают в подсобном хозяйстве, в саду, цветнике, огороде, — делится подробностями директор.

А что дальше? Жить
Шесть воспитанниц Ояшинского дома-интерната прошли обучение и получили профессию швеи. Учреждению дали грант на приобретение швейных машинок — в интернате организуют пошив постельного белья.

Ежегодно нескольким выпускникам предоставляется собственное жилье, в котором они проживают под наблюдением куратора. Многие поселяются в общежитии при интернате, работают в стенах самого учреждения. Девушки трудятся на кухне, в прачечной; юноши — скотниками, дворниками, столярами. Все имеют трудовые книжки и получают заработную плату.

Интернат растит и параолимпийцев-чемпионов. Например, Руслан Дюрдювич участвовал в чемпионате и первенстве Новосибирской области по легкой атлетике среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и занял первое место в беге. Любовь Присмакина рассказала, что в 2016 году на Всероссийской спартакиаде Специальной Олимпиады по лыжным гонкам, бегу на снегоступах и шорт-треку в Йошкар-Оле четверо воспитанников интерната выиграли золото и серебро в лыжных гонках на дистанции 500 метров, серебро и бронзу в снегоступинге на 200 метров.

«Домашние» дети тоже приезжают
На базе интерната действует проект «Яркий мир» — на реабилитацию сюда принимаются и «домашние» ребятишки. C одним из родителей или другим близким родственником. Для детей в стационаре все бесплатно, родители вносят только символическую плату за свое проживание.

— К нам направляют детей-инвалидов из Новосибирска и Новосибирской области по путевкам от министерства социального развития, — говорит Любовь Присмакина. — Нас очень радует, что во время и после пребывания здесь у деток наблюдается положительная динамика. Родители зачастую просят продолжить курс лечения. В основном курс реабилитации проходят дети с ДЦП и умственной отсталостью.

В 2011 году построен новый крытый ипподром. Здесь ребята занимаются лечебной верховой ездой под присмотром инструкторов. Иппотерапия не только развивает двигательные навыки, но и дает заряд отличного настроения. Что очень важно для здоровья.

Комментарии