USD 63.1697 EUR 70.3395

Нина ШАЛАБАЕВА: «Права неразрывно связаны с политикой»

Валентина МАЛЬЦЕВА
На приеме у уполномоченного по правам человека в Новосибирской области Нины Шалабаевой (слева). Фото с сайта upch.nso.ru
На приеме у уполномоченного по правам человека в Новосибирской области Нины Шалабаевой (слева). Фото с сайта upch.nso.ru

Призвание омбудсмена — стараться повернуть «дышло закона» в пользу человека

Прошло полгода с тех пор, как уполномоченный по правам человека в Новосибирской области Нина Шалабаева начала вести еженедельный прием граждан. Об этом опыте, о позиции в отношениях с властью омбудсмен рассказала «Советской Сибири».

Мосты для диалога
— У нас почему-то принято считать признаком хорошей работы, если позиция омбудсмена не совпадает с официальной. Какие действия власти вызывают у вас сомнения относительно прав человека?

— Моя должность не считается политической, но у нас в стране так сложилось, что права неразрывно связаны с политикой. И одно из главных прав — избирательное. Поскольку большая часть моей жизни была посвящена работе в избирательной комиссии Новосибирской области, я именно здесь прежде всего вижу возможности уточнения законодательства для того, чтобы и активное, и пассивное избирательное право было более адекватным запросам общества. Допустим, графа «против всех» должна быть возвращена в бюллетени — проект закона об этом уже в стадии обсуждения, и это хорошо. Избиратели стали более зрелыми, поэтому возвращение этой строчки выглядит как фактор доверия власти своим гражданам. Пресловутый муниципальный фильтр тоже после опробирования на практике должен получить необходимые уточнения. Допустим, предусмотреть ответственность депутатов, которые в нарушение закона дважды подписывают листы поддержки, и еще ряд демократических норм, которые можно сделать более работающими.

Ежедневно пытаясь решить конкретные проблемы населения, я стараюсь увидеть за ними не только нарушения личных прав каждого, но и понять: где еще есть «черные дыры» нашей правовой системы.

Позитивную сторону своей работы я вижу в том, что с помощью экспертного совета смогу предлагать изменения нормативов, распоряжений, административной практики, если в них нарушаются права человека. Думаю, очень важно выявить патологию в какой-то сфере общественных отношений, чтобы помогать людям не точечно, а системно.

У меня уже состоялись встречи с первыми руководителями области, другими влиятельными людьми, наделенными властью, а также с представителями общественных правозащитных организаций. У них вроде бы взгляды на права человека с разных сторон, но цель в конечном счете одна — чтобы эти права соблюдались. Значит, мосты для диалога остаются открытыми.

Власть должна знать свое место
— Какие формы работы с властью вы планируете использовать, чтобы она была более осведомленной в части «мелких» проблем одного человека?

— Пока я набираю опыт, который предстоит анализировать вместе с экспертным сообществом, чтобы самой понять, а потом и власти показать, что такие-то действия таких-то государственных органов или должностных лиц нарушают права человека. Но показать не ради ответа на вопрос: «Что следует сделать?», допустим, губернатору, а найти корень происходящего: почему нарушают? Что мешает действовать по закону и справедливости?
Не исключаю и точечных обращений к первым лицам города и области при тупиковых ситуациях, когда человек уже доходит до края, но не может добиться справедливости, хотя его правда лежит на поверхности. Но я должна в этом убедиться.

Рассчитываю также привлекать внимание власти через выступления в информационном пространстве.

— Нина Николаевна, вам еще не доводилось сталкиваться с прямым давлением со стороны исполнительной власти при рассмотрении жалоб на местах?

— Пока я ощущаю желание руководителей муниципальных образований подсказать, в каком направлении следует двигаться, чтобы помочь человеку. Они обращают мое внимание на какие-то важные обстоятельства, которые им лучше известны. Прямого давления не наблюдается, пока я вижу, что в целом мои профессиональные задачи совпадают с теми, что стоят перед исполнительной властью. И прежде всего — обеспечить социальное спокойствие.

— Не получится при этом простого дублирования в работе?

— Нет. Мы на разных позициях по определению. Омбудсмен всегда оценивает ситуацию с точки зрения приоритета права человека, у власти крен в сторону общегосударственного интереса, это ее функционал. Соответственно, и отношение людей.

Поясню на примере. Довольно часто вижу, что люди склонны требовать невыполнимого от местных властей. И если в «конторе» говорят: это невозможно по закону, то человек еще сомневается. А когда он приходит ко мне и мы вместе с моим аппаратом разъясним, почему невозможно получить наследство человека, который завещал свое имущество другому, или прописаться в квартире без согласия владельца (это я привожу конкретные эпизоды нашей работы), то здесь уровень доверия к информации выше. По причине того, что человек понимает: основная функция омбудсмена — защита права.

Сдвинуть с мертвой точки
— Знаю вас как человека оптимистичного. Погружение в нерешаемые проблемы не лишает оптимизма?

— Да, практически ежедневно приходится сталкиваться с драмами, трагедиями, несправедливостью в отношении не только отдельных людей, но и социальных групп. Часто сталкиваюсь с застарелыми проблемами. Поэтому вес и цена каждого успешно завершенного дела для меня возрастают многократно. Ценю даже то, если удалось хоть что-то сдвинуть с мертвой точки в восстановлении справедливости, помочь хоть какой-то части обратившихся ко мне людей.

Пока большими успехами похвастать не могу — люди приходят ко мне порой после многолетнего хождения по инстанциям. И не всегда потому, что кругом начальники плохие, а потому, что жизненные обстоятельства складываются довольно жестко.

— Какой характер у омбудсмена должен быть — нордический? Ведь людям нужны не столько эмоции сочувствия, сколько пробивная сила…

— Думаю, тут важен не столько характер, сколько знание механизмов помощи и умение их применять, толковать в пользу человека. Ведь люди просто порой недостаточно осведомлены в том, к кому и как обратиться, чтобы решить свои проблемы. По основной специальности я юрист, член Новосибирского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», и эти знания очень важны для уполномоченного по правам человека. Ведь он по определению — адвокат общества перед лицом государства.

Двигатель конфликта
— В каком секторе общественных отношений наблюдается больше всего недовольства?

— Об этом вы можете судить по списку наших первых выездных проверок и рабочих поездок: СИЗО-1, исправительные колонии № 2 и № 8, Первомайский районный суд Новосибирска, Новосибирский дом ветеранов, клиническая психиатрическая больница № 3. Целью проведения проверок в основном служат обращения граждан.

Во время посещения районов области люди часто жаловались на обеспечение медицинскими услугами. Так, в Маслянинском районе это связано с отсутствием врачей, особенно узких специалистов. Называли и такие недостатки, которые можно устранить на местном уровне. Например, в Венгеровском районе жаловались на магазин, где торгуют алкоголем в ночное время.

— Вы допускаете возможность конфликтов с властью на разных уровнях?

— Мне предстоит заниматься конкретными делами конкретных людей, поэтому лучше вести с властью спокойный диалог. Решение целого ряда проблем требует времени, и от заявления о них до итога нужны паузы. Конфликтовать с властью может себе позволить ее оппозиция, я же вижу свое место в поле государственно важных задач и играть в конфликты ради формы, имиджа не считаю нужным.
Думаю, что эволюционным путем можно быстрее прийти к результату.

Расширение кругозора
— Нина Николаевна, судя по перечню решаемых вами проблем, их круг широк и порой довольно специфичен. Кто помогает разбираться?

— Обязанности омбудсмена достаточно быстро расширяют кругозор, я уже многое узнала нового о жизни области, о достижениях и проблемах. И все это благодаря тому участию, которое принимают руководители на местах, мои помощники и привлеченные специалисты. Без такой поддержки работа в одиночку не может быть продуктивной. Поэтому при аппарате уполномоченного уже созданы и будут еще создаваться различные структуры. Начинает действовать экспертный совет (32 человека), формируется институт общественных помощников уполномоченного в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области (кандидатуры уже представили Баганский, Венгеровский, Маслянинский районы).

Надеюсь на эффективную помощь партнеров: подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с Минюстом, областным ГУ МВД и общественной наблюдательной комиссией, Новосибирским юридическим институтом (филиалом) Томского государственного университета и другими организациями.

В рамках соглашения с Минюстом состоялся выездной прием жителей Куйбышевского района, где ко мне обратились за помощью 14 местных жителей. Студенты юридического института подготовили информацию для памятки о правах на образование, политических правах и свободах, об условиях признания нуждающихся в улучшении жилищных условий и порядке постановки на очередь, об условиях присвоения звания «Ветеран труда Новосибирской области», видах и порядке предоставления льгот, о социальных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в части права на получение жилья), о гарантиях социальной поддержки для детей из многодетных семей.

Также студенты провели опрос по уровню информированности новосибирцев об институте уполномоченного по правам человека. Провели сравнительный анализ законодательства об уполномоченном по правам человека в субъектах РФ, входящих в СФО.

При содействии члена экспертного совета, директора юридического института Лидии Чумаковой разработана концепция развития института уполномоченного по правам человека в Новосибирской области.

СПРАВКА
По данным на 1 августа 2014 года, на имя уполномоченного по правам человека в Новосибирской области поступило свыше 900 обращений, содержавших как индивидуальные, так и коллективные жалобы на нарушения прав и свобод, информационные сообщения и обращения.

* * *
Чуть больше половины жалоб (51 % от общего числа) связаны с нарушением личных (гражданских) прав и свобод граждан. В этой группе преимущественно превалируют жалобы на неправомерные действия (бездействие) органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов, их должностных лиц (около 70 % от всех обращений по вопросам нарушения гражданских прав), а также жалобы, связанные с нарушениями права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство (около 30 %).

* * *
37 % от общего количества письменных обращений составляют жалобы на нарушения социальных прав и свобод. Чаще всего это вопросы пенсионного и социального обеспечения; обращения, связанные с реализацией прав граждан на жилище (расселение, получение жилья), на охрану здоровья и медицинскую помощь, в том числе вопросы обеспечения лекарственными препаратами; жалобы на высокие тарифы за услуги ЖКХ.

* * *
Около 10 % от общего количества письменных жалоб составляют обращения граждан о нарушениях экономических прав и свобод. Наиболее частыми обращениями граждан в этой группе были жалобы, связанные с нарушением прав на приобретение и распоряжение частной собственностью; на владение, пользование и распоряжение землей. Также в этой категории зафиксированы обращения жителей региона по вопросам невыплаты заработной платы, незаконного увольнения.

* * *
Обращения граждан, связанные с нарушением их политических и культурных прав, составили по 1 % от общего количества жалоб.

Комментарии