USD 63.1697 EUR 70.3395

Глазом не увидишь

Виталий МАСЛЮК
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Новосибирские дороги «прочитали» с помощью инновационной георадарной установки «Кондор»

Второго июля областную столицу посетили участники экспедиции «Россия-2014», проводящие многоплановое исследование регионов нашей большой страны. Одно из направлений работы — мониторинг технического состояния дорог с помощью суперсовременного оборудования российского производства.

Километр за километром
Участники экспедиции продвигаются в сторону Крыма из Владивостока почти месяц. Позади уже с десяток крупных и малых городов. Глава экспедиции — член центрального штаба Общероссийского народного фронта, депутат Госдумы РФ Александр Васильев. В его команде — общественники, журналисты, блогеры, специалисты госкорпорации «Росатом», активисты ОНФ.

В каждом городе они проводят мониторинг технического состояния дорог с помощью инновационной установки «Кондор», разработанной «Росатомом». Она представляет собой своеобразный рентгеновский аппарат, позволяющий определить ряд важнейших показателей состава полотна дороги: плотность верхнего слоя, коэффициент уплотнения, толщину всех слоев покрытия. Установка размещается на автомобиле и способна проводить анализ дорожного полотна на скорости до 60 километров в час. Все измерения проводятся в режиме реального времени.

Как рассказывает научный сотрудник «Росатома» Иван Зайцев, «Кондор» способен обнаружить опасные зоны увлажнения и разуплотнения грунтов, промоин и инородных включений, что, в общем-то, и является главными причинами разрушения дорог.

Конечно, и до этого проводились и проводятся подобные замеры на качество. Но делалось это по старинке, методом вырубки кусочка дороги, что уж очень не нравится автовладельцам.

— Мы не ищем плохих дорог. Самое главное для нас — понять, насколько эффективно используются средства, выделяемые на ремонт дорог, насколько добросовестно подрядчик выполняет гарантийные обязательства, — говорит Александр Васильев.

Эффективный дуэт
Измерение параметров асфальта занимает долю секунды, и за час машина способна проверить до 30 километров дорожного покрытия. В Новосибирске машина поработала на нескольких центральных улицах города, а также на девятнадцатом километре Колыванского шоссе. Последний участок был выбран вовсе не случайно, так как недавно здесь был проведен ремонт, а теперь представилась хорошая возможность узнать, насколько качественно поработали дорожные службы.

— На ваших трассах сразу бросилась в глаза колейность, нигде до этого столько не встречали. Думаю, что Новосибирская область — это столица российской колеи. Вижу проблемы и с загруженностью транспортной сети, с большегрузами, — отметил Александр Васильев.

Вместе с «Кондором» участок шоссе обследовал и мобильный лазерный 3D-сканер, который уже успешно работает на территории области. И если рентген «проникает» внутрь дороги, то наш аппарат работает на поверхности, до сантиметра определяя всю геометрию дороги. По словам специалистов, работа этих инновационных разработок в дуэте очень эффективна.

— Такое совместное исследование было проведено в России впервые. Когда две установки идут вместе, то видна самая полная картина о состоянии дорожного полотна. Не исключено, что по результатам работы будем выносить на обсуждение вопрос о приобретении для нужд области георадарной установки «Кондор», — подчеркнул временно исполняющий обязанности члена правительства Новосибирской области — руководителя департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Анатолий Дюбанов.

Отметим, что вся собранная «Кондором» информация передана в лабораторию госкорпорации «Росатом», где в течение трех-четырех дней будет составлен отчет о проведенных измерениях. После завершения всей экспедиции доклад о состоянии дорог будет представлен Президенту России.

СПРАВКА
Экспедиция проводится при поддержке Министерства транспорта РФ. Организаторы и участники мероприятия: Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию», межрегиональное общественное движение по развитию транспортной системы «Убитые дороги», а также госкомпания «Росатом».

Комментарии