USD 63.1697 EUR 70.3395

Груз и грусть грузовых перевозок

Юлия НАЗАРЕНКО
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Новосибирску не хватает высокотехнологичных складов? Мэрия города предлагает не упускать из виду возможности Мошковского района

Дефицит инфраструктурных мощностей и пропускных способностей железнодорожных узлов в областном центре сдерживает интенсивный рост в сфере грузовых и контейнерных перевозок.

Статистика показывает: прошлый год регион по грузоперевозкам закончил пятипроцентным ростом на фоне общероссийского спада. По словам президента Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС) Сергея Максимова, ретейлеры и сбытовые компании находят оптимальной точкой сосредоточения региональных складов именно Новосибирск, откуда весьма удобно распределять грузы по соседним регионам.

Говорим: «Восточная» — думаем о Южной
В Новосибирской области оптовая торговля в прошлом году увеличила оборот на 14 процентов по сравнению с уровнем 2012 года. «По объемам торговли регион занимает первое место в СФО и 11-е по России», — подчеркивает Максимов. Именно опт, полагает эксперт, во многом определяет растущий спрос на складские услуги, который удовлетворяет Западная транспортно-логистическая зона, которая к тому же активно развивается. С востоком же Новосибирска пока все далеко не так гладко.

Крупные компании, занимающиеся транспортировкой контейнеров, не видят для себя никакой выгоды за свой же счет решать инфраструктурные проблемы. Вложения в инженерное обустройство территории сопоставимы со стоимостью самих транспортно-логистических бизнес-проектов. Восточная зона вошла в план развития транспортно-логистического комплекса Новосибирской области на 2013 — 2015 годы. Руководство процессом и планирование регион берет на себя, тем более что это входит в концепцию развития Новосибирской агломерации — теперь уже пилотного проекта на федеральном уровне.

Однако в не столь отдаленной, по меркам бизнеса, семилетней перспективе замаячит вопрос развития и Южной транспортно-логистической зоны. Он актуализируется с вводом в эксплуатацию Восточного обхода, воссоединение которого с Северным обходом и федеральными автомагистралями создаст транзитный коридор в обход столицы Сибири.

Это подразумевает наличие складских комплексов и терминалов в зоне прохождения грузового транспорта, а также потребует инфраструктурных решений, «о которых неплохо бы задуматься уже сегодня, чтобы не повторить истории с Восточной зоной», говорит Максимов.

Эксперт уверен, что прежде необходимо проведение исследований внутрироссийских и международных грузопотоков, разработки прогноза по ним до 2030 года. На основе этих прогнозов далее определить потребности в развитии транспортной и логистической инфраструктуры по отдельным территориям и направлениям.

Железная доля
Несколько лет участники рынка настаивают на том, что дальнейшее развитие новосибирского транспортного узла сильно тормозит исчерпавшая свои пропускные способности железнодорожная инфраструктура. Она сегодня не соответствует уровню развития экономики, в том числе новых промышленных объектов, логистических и терминальных комплексов.

Понятно, что исправить ситуацию без участия непосредственного владельца — ОАО «РЖД» — не получится, соглашается Сергей Максимов. Выражая мнение заинтересованного бизнес-сообщества, СТЭЛС предлагает привлекать частные инвестиции, ускорить процесс модернизации станций, задействовав механизм государственно-частного партнерства.

И очень кстати, что после презентации Новосибирской области в Совете Федерации разработка федерального закона о ГЧП, наконец, сдвинулась с мертвой точки. Есть надежда, что на региональном уровне уже не придется самостоятельно изобретать схему вовлечения и окупаемости средств, вложенных инвесторами в имущество инфраструктурной компании — в данном случае модернизацию железнодорожных станций ОАО «РЖД».

Хотя один путь решения вопроса СТЭЛС уже предложил — это принцип пониженного тарифа на обслуживание для инвестирующих в железнодорожную инфраструктуру компаний. Напомним, доля перевозок железнодорожным транспортом в общем грузообороте области составляет 98 процентов. В прошлом году рост в этом секторе наблюдался по четырем позициям: перевозке угля, черных металлов, нефтепродуктов и контейнеров.

Контейнерное будущее
К слову, именно перевозки контейнерных грузов, как считают эксперты, для Новосибирской области и города имеют особое значение как наиболее технологичные. В 2013 году их объем вырос почти на десять процентов, а общее количество контейнеров, переработанных на трех терминалах Новосибирска, составило более 200 тысяч штук.

По словам Виктора Жукова, директора по маркетингу и тарифной политике ОАО «ТрансКонтейнер», в условиях дефицитов инфраструктуры, высокотехнологичных складов на территории перспективнее развивать тему ускоренных контейнерных поездов. Напомним, что модернизированный компанией терминал Клещиха — один из опорных терминалов по Транссибу. Открытие новой площадки позволяет специализировать Транссиб как скоростную грузопассажирскую магистраль для транзитных, генеральных и контейнерных грузов.

На это обратили внимание участники III Форума «Транспорт Сибири», проходившего в мае в «Новосибирск Экспоцентре». В частности, они предложили сохранить норму формирования контейнерных поездов «не менее чем из 57, но не более чем из 71 условного вагона», что повысит привлекательность таких перевозок. Кроме того, включить контейнеры в перечень грузов, на которые не распространяются весенние ограничения на автодорогах.

«Но и при всем при этом непременно и как можно активнее развивать в Новосибирске контейнерные терминалы», — настаивают транспортники.

Как защитить свой рынок?
Есть и еще одна существенная деталь, изрядно портящая настроение новосибирским грузоперевозчикам и экспедиторам, — активное вторжение их коллег из Казахстана на территорию области. Россиян просто вытесняют с собственного рынка, заменив их на доставке грузов из соседней республики, а также из Китая и стран Средней Азии. Да и на обратном пути тоже. Найти фуру с казахстанскими номерами в Новосибирске не проблема.

Теряющие с каждым годом свои позиции отечественные грузоперевозчики просят разработать меры по их защите на федеральном уровне. Кроме того, они указывают на вероятность применения конкурентами «серых схем» при осуществлении таможенных операций.

— С вступлением в силу Таможенного союза грузооборот с Казахстаном ежегодно прирастает на 15 процентов, — сообщил глава Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири. — Причем в Россию вместе с казахстанскими товарами идет и китайская продукция. Необходимо выводить из тени эти объемы перевозок.

Последнее адресовано, скорее, законодателям и правоохранительным структурам. По мнению транспортников, необходимо формирование и развитие транспортных коридоров по доставке грузов из Китая и стран Средней Азии транзитом через Казахстан с выходом на территории регионов СФО: Новосибирской, Омской областей, Алтайского края. В том числе включить в международный автодорожный коридор Европа — Казахстан — Западный Китай ответвление по маршруту Казань — Екатеринбург — Омск — Новосибирск — Барнаул — Рубцовск — граница Республики Казахстан — Алма-Ата либо напрямую на Урумчи.

Что касается Китая, то товарооборот с Народной Республикой у области сейчас складывается на первый взгляд не очень большой: по данным Новосибирской таможенной службы, он составляет 680 миллионов рублей. Однако по экспертным оценкам реальная сумма достигает 1,7 миллиарда — большая часть товаров проходит таможню вне пределов региона.

КОММЕНТАРИЙ
Андрей КСЕНЗОВ, первый заместитель мэра города Новосибирска:
— Новосибирск — мощный транспортный распределительный узел Сибири. Те дорожно-транспортные проекты, которые реализуются в регионе, включая Бугринский мост, Восточный обход, реконструкцию федеральной автодороги М51, расширят его преимущества. Главное — обеспечить доступность перевозчиков, операторов транспортно-логистического рынка к инфраструктуре, в том числе системам энерготепловодообеспечения.

Все развивается поэтапно. Но перегружать Новосибирск дополнительными транспортными объемами складских и распределительных зон проблематично. Думаю, нужно учитывать возможности развивающихся территорий. Таких, как, к примеру, Мошковский район, прямую транспортную доступность к которому дал Северный обход. Сейчас от центра Новосибирска до Мошково можно доехать за 30 минут — быстрее, чем до аэропорта. Эти территории в свете транспортно-логистической составляющей могли бы быть также интересны инвесторам.


ЦИФРА
В первом квартале 2014 года объем перевозимых грузов в Новосибирской области составил 7,6 миллиона тонн. В целом грузооборот региона вырос на 7,7 процента

Фотографии статьи
Инфографика Никиты СЕНАТОРОВА

Комментарии