USD 96.0686 EUR 105.1095
 

Рождённые с мышкой в руке

Лидия КРАСЮК

Поиск информации в Интернете и книгах порой дает диаметрально противоположные результаты


Поколение Y, возраст которого от 14 до 27 лет, и поколение Z (самым старшим представителям его сегодня не больше 12 — 13 лет) принято называть родившимися с мышкой в руках, а еще инфоманами — то есть самыми информационно продвинутыми пользователями в истории человечества. Этот миф общественного сознания вызывает чем дальше, тем больше аналогий с давним анекдотом о сарафанном радио. По-крайней мере, у преподавателей, социологов и вообще тех, кто имеет дело с реальной молодежью. Приведу его полностью:

— Это правда, что твой сосед выиграл в лотерею миллион долларов?

— Конечно, правда! Только не в лотерею, а в бридж. И не миллион, а один рубль. И не выиграл, а проиграл.

Если не брать в расчет специально обученных молодых людей (а их, как бы мы ни мечтали, на самом деле не так много), примерно так же обстоит дело с поиском информации у подростков и юношества.

Вооружившись книгой и Wi-Fi
Наблюдать это воочию можно было во время шести игр-квестов по поиску информации, которые проводились среди студентов колледжей и техникумов Новосибирска в течение прошедшего года.

Сражение команд на поле фактов и информации было организовано Новосибирской областной юношеской библиотекой, на ее территории и происходило. Вооружены участники команд были для ответа на половину вопросов Wi-Fi и ноутбуками, для другой — десятком книг. Обратите внимание: для студентов сотрудниками библиотеки были заранее отобраны словари, пособия, энциклопедии, где можно было легко найти все ответы на вопросы, то есть поиск информации на бумажных носителях, непривычных для поколения Y, был максимально облегчен.

Первые квест-соревнования прошли в апреле, в рамках арт-фестиваля «Нескучная классика». Следующие были проведены в ноябре по просьбе руководства авиационного технического колледжа. По словам психолога и педагога техникума Марины Брикман, после участия в первой игре студенты расстались со многими необоснованными амбициями, наглядно убедились в своем неумении работать с информацией, и учить их стало легче.

Где правда, где ложь
Теперь — подробности. Хотя практически большинство участников — юношей и девушек от 16 до 19 лет — были не очень довольны, когда слышали, что им придется искать ответы на часть вопросов в книгах, практически все (некоторые, правда, угрюмо) признали после окончания квеста, что, конечно, работать с книгами удобнее, а информация в них достовернее.

Дело в том, что библиотекари, прекрасно зная особенности молодежной аудитории и ее подход к фактам из Интернета, заложили в квест вопросы с подвохом. Например, один из вопросов был таким: назовите реальные случаи омоложения и имена этих людей.

Юные участники информационного марафона с превеликим удовольствием ловились на библиотечную наживку, называя Сей Сенагон и Розу Фарон (миллионы ссылок на эти имена сомнений в истинности у них не вызывали). Зато потом они сильно огорчались, когда в процессе подведения итогов специалисты объяснили им, как можно было распознать эту ложь и каким образом надо было проводить проверку. Кстати, по отзывам подростков, именно этот момент оказался для них самым интересным.

А ты знаешь алфавит?
Что касается работы с книгами, то выяснилось, что практически все первокурсники понятия не имеют, как ни сложно в это поверить, об алфавитной и отраслевой системах классификации знаний, а кое-кто (многие!) не умеют пользоваться даже книжными оглавлениями.

Отсутствие навыков применения бумажных носителей у молодых людей предполагалось, а потому все-таки не слишком удивило специалистов. Однако неумение переформулировать запрос для Интернета, пользоваться расширенным поиском и разными поисковыми платформами, а также добывать информацию из сетевых электронных библиотек вызывали уже некоторую тревогу.

Получается, что искать с помощью библиотечных каталогов и книг молодые люди не умеют, а с помощью Интернета… тоже не умеют?! Добавьте к этому неспособность формулировать свои мысли, стремление сокращать большой объем текста до пары предложений, и… получится стандартный портрет студента техникума или колледжа, который согласно мифам нашего времени при работе с информацией заткнет за пояс любого представителя старшего поколения.

Да и не все в Интернете есть. Как выяснили участники квестов опытным путем, меньше всего в Сети материалов, как принято сейчас говорить, о жизни местного сообщества. Трудно или вообще нельзя найти, к примеру, имена известных новосибирских художников, поэтов, писателей, музыкантов и так далее и почти невозможно отыскать их работы. Нельзя (во всяком случае быстро, полностью и бесплатно) найти недавно изданные тексты, а также некоторые произведения авторов, по-видимому, жестко отслеживающих в Сети случаи пиратства своего творчества… Словом, все то, что в библиотеках, как правило, есть.

Так что, помимо удовольствия, которое, несомненно, получили все участники библиотечных игр, соревнования по поиску информации между командами дали подросткам возможность осознать не только собственные промахи при ее поиске в виртуальном пространстве, не только степень ограниченности, некачественности и недостоверности добытых интернет-знаний, но и одновременно получить новые навыки работы с информацией. Именно такой результат специалисты областной юношеской библиотеки и надеялись при организации этих игр получить.

СОВЕТ
Пошагово — к достоверности


Шаг 1. Прежде всего надо найти первоисточник (человек, СМИ или информационное агентство), который первым рассказал об этом событии.
Если точкой отсчета является чей-то брат, который работает у информаторов в бухгалтерии (информационный рейтинг ОБС — «одна баба сказала») или никому не известный сайт, пользоваться этой информацией, пусть даже на нее миллионы ссылок, нельзя.

Шаг 2. Ищем фото и видео с места событий.
У скандальных и резонансных массовых событий всегда есть медиашлейф: в кармане у каждого современного человека лежит как минимум телефон с фотокамерой. В нашу сетевую эпоху Facebook и YouTube, если все пишут о каком-то событии или человеке, но нет ни одной фотографии или видео в течение первых 90 минут после этой «новости», — ее почти наверняка не существует.

Шаг 3. Проверяем реальность издания.
Сайт газеты, открывшейся месяц назад, до данной новости вообще никому не известной или возникшей одновременно с новостью, должен насторожить сразу. Ссылки на никому не известные сетевые ресурсы в лучшем случае говорят о веселом розыгрыше. А социальные сети в принципе не могут выдавать достоверную информацию.

Шаг 4. Проверяя информацию, нужно смотреть, дублируется ли она в книгах, печатных СМИ или справочниках.
Печатная информация, как правило (особенно в доинтернетную эпоху), проверялась и проверяется очень тщательно, поэтому ее существование в бумажном виде повышает достоверность в несколько раз.

Шаг 5. Используйте поиск на иностранных языках (еще один повод наконец-то их выучить).
За пару минут в иностранных влиятельных изданиях вы сможете проверить существование экстраординарного случая. Русскоязычные сайты могут быть по какой-то причине заинтересованы в распространении той или иной информации, а вот опасаться такой же мотивации от зарубежных сетей чаще всего не приходится.

Шаг 6. Громкие события можно отследить по трендам в «Твиттере» и «Ютубе», используя хэш-теги. Можно увидеть, кто именно генерирует поток ссылок — боты, реальные пользователи или информагентства, а затем оценить достоверность.

СТАТИСТИКА
Как сообщает портал «Экспертный центр электронного государства», согласно исследованию компании Synovate Comcon, доверие граждан России к телевидению с 2006 года снизилось с 45 до 35 процентов, к газетам почти не изменилось, увеличившись с 34 до 35 процентов, а к радио упало с 31 до 26 процентов. Доверие к Всемирной паутине как источнику получения информации, напротив, резко возросло до 40 процентов

Фотографии статьи
Первые квест-соревнования прошли в апреле прошлого года. Фото предоставлены Новосибирской областной юношеской библиотекой