USD 58.1756 EUR 55.9953
Золотой гонг 2022

Учителей заменят педагоги

Марианна ДАНИЛОВА,

Закон об образовании — один из важнейших документов, которые будут рассматриваться в российском парламенте в этом политическом сезоне. Эта сфера без преувеличения затрагивает интересы всех слоев населения. О том, каким будет новый закон и как он изменит будущее российского образования, рассказывает депутат Государственной думы Российской Федерации Ирина МАНУЙЛОВА.

Акценты расставляет время
Российская история показывает: законы подобной значимости принимаются приблизительно раз в 20 лет. Так, предыдущие изменения законодательства об образовании датируются 1974 и 1992 годами.

Сегодня вновь назрела необходимость внесения поправок — их диктуют объективные перемены в жизни, экономике. Другими становятся требования, предъявляемые обществом к образованию, ведь это сфера подготовки подрастающего поколения к современной жизни.

— На смену достаточно жесткой компоненте знаний приходит требование компетентности. В стремительном ритме дня сегодняшнего знания устаревают слишком быстро, поэтому акценты образования сильно меняются. Естественную актуальность приобретает принцип «образование через всю жизнь». Это значит, что человек должен иметь возможность реализовать свое право на образование на протяжении всей жизни в соответствии с изменяющимися потребностями, — поясняет Ирина Мануйлова.

Все это требует изменений нормативно-правовой базы, поэтому был разработан новый закон об образовании, вобравший в себя все те изменения и дополнения к ныне действующему закону, которые принимались на протяжении последних 20 лет. В 2010 году закон был опубликован в Интернете и вызвал немалый общественный резонанс. Свои суждения высказали как представители профессионального сообщества, так и все заинтересованные в процессе граждане. В адрес рабочей группы было направлено более 17 тысяч поправок.

В августе 2012 года Правительством РФ проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был внесен в Госдуму, сейчас документ готовится к первому чтению. Один из этапов этой подготовки — его обсуждение в регионах и получение соответствующих отзывов от субъектов Федерации. Право каждого субъекта — подключить к диалогу о будущем отрасли педагогов дошкольного, основного, общего, профессионального образования, родительскую общественность. Свою оценку законопроекту вынесут депутаты нашего Законодательного собрания.

Кто обязан обучать?
Важнейшая принципиальная характеристика нового закона — признание приоритетности сферы образования. Это прописано в основных принципах государственной политики правового регулирования отношений в отрасли. Однако при этом ответственность за обучение каждого конкретного ребенка предполагается закрепить индивидуально — за родителями.

— С одной стороны, право на образование уже гарантировано гражданам Конституцией. Но реализовывать это право многие зачастую не хотят. Более трех процентов людей в возрасте старше 30 лет не получили среднего образования, а среди молодежи людей без школьного аттестата еще больше, — констатирует Ирина Викторовна. — Поэтому сегодня встает вопрос о механизме обеспечения реализации этого права. Нам нельзя утратить государственную систему всеобуча, обеспечивающую каждому гражданину получение общего образования, при этом первоочередную ответственность за обязательность получения общего образования закон возлагает на родителей.

Все взаимоотношения в сфере образования планируется перевести на основу договоров, фиксирующих права, обязанности и ответственность сторон. Они уже сегодня подписываются между родителями и некоторыми школами. При участии учеников старше 14 лет эти документы становятся трехсторонними. Такую систему нужно узаконить для всех ступеней получения образования, считает депутат.

В новом законе разграничены полномочия в области образования федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса: образовательной организации, обучающихся и их родителей. Представлена структура системы образования с отдельной характеристикой каждого компонента, к которым относятся образовательные стандарты, образовательная программа и требования к ее реализации, формы получения образования и формы обучения, научно-методическое и ресурсное обеспечение, использование сетевой формы реализации образовательных программ, электронного и дистанционного обучения. Отдельно обозначена экспериментальная и инновационная деятельность.

Закон значительно расширяет правовые рамки для образовательных организаций, в том числе для организаций, реализующих образовательные программы повышенной сложности. В таких учреждениях предполагается конкурсный отбор и отчисление, если ребенок не справляется с заявленной программой, к примеру, с элементами научно-исследовательской деятельности. Естественно, в случае отчисления ребенку должно предоставляться место в общеобразовательной школе. Претендующие на зачисление в такие заведения дети и их родители должны трезво оценивать свои возможности, чтобы потом не пришлось предъявлять необоснованных претензий. К примеру, как это недавно произошло с физико-математической школой в Академгородке, из которой ученик был отчислен за неуспеваемость, а родители обратились в суд, обвинив во всем школу.
В музей за знаниями
Кстати, обозначенное выше понятие «образовательная организация» — это еще одно нововведение обсуждаемого законопроекта. Оно пришло на смену привычному названию «образовательное учреждение».

По сути действующие формы государственных, муниципальных и частных образовательных учреждений останутся. Новое общее понятие было введено, чтобы человек мог получать образование и в иных организациях, которые в силу своей деятельности могут оказывать такие услуги. К примеру, дополнительное образование по новому закону можно будет получать не только в школе искусств, музыкальной школе, но и в музее, научно-исследовательском институте или даже на действующих производствах. При этом, с одной стороны, предприятия и организации смогут оказывать дополнительные услуги, с другой — готовить необходимых специалистов непосредственно «под себя».

Кроме того, новый закон еще больше расширяет возможности получения знаний. Предлагается узаконить не только сетевое взаимодействие участников образовательного процесса и дистанционное обучение, но и дать человеку право выбора формы получения образования. Это может быть получение знаний в организации, в семье или самостоятельно. Но какую бы форму ни выбрал ученик, он будет иметь право на итоговую аттестацию (в форме ЕГЭ — это окончательно закрепляется в новом законе), получение соответствующего документа и продолжение образования на следующей ступени.

СПРАВКА
Все заинтересованные граждане могут ознакомиться с текстом законопроекта на сайте Государственной думы. Для облегчения понимания закона даже людьми, далекими от педагогической деятельности, в его текст введен специальный словарь, поясняющий значение профессиональных терминов.

КСТАТИ
Оппоненты нового законопроекта выражают недовольство тем, что в нем не звучит слово «учитель». Оно действительно полностью заменено на более широкое понятие — педагог. Это сделано для упрощения процедуры принятия льгот для педагогических работников. Сегодня при принятии каждой новой льготы должны перечисляться все возможные наименования профессий работников образования, при этом, как показывает практика, каждый раз кого-то попросту забывают. Подобных недоразумений удастся избежать, объединив все категории специалистов под одним понятием.