NA
USD 63.1697 EUR 70.3395

Лаборатория Z: эксперимент продолжается

Марина КРАСНОВА
Устроена «Лаборатория Z» совсем как настоящие научные центры: руководитель придумывает исследование и набирает себе штат, способный решить поставленные задачи. Фото предоставлено Областным центром «ДИО-ГЕН»
Устроена «Лаборатория Z» совсем как настоящие научные центры: руководитель придумывает исследование и набирает себе штат, способный решить поставленные задачи. Фото предоставлено Областным центром «ДИО-ГЕН»

22 августа завершила работу Вторая летняя естественно-научная школа при Областном центре работы с одаренными детьми «ДИО-ГЕН», финансируемая региональным министерством образования, науки и инновационной политики

Среди весело и беспрестанно гомонящей детворы в оздоровительном лагере им. Олега Кошевого в августе появился необычный десант, состоящий из подростков и молодых людей. Вот только приехали они не отдыхать, а работать.

Кому из школьников каникулы не в радость без наук и чем педагоги заманивают их сюда летом, мы узнали в «Лаборатории Z» — инновационном проекте Областного центра работы с одаренными детьми.

Дни в буквах
Ивану 15 лет, он здесь «ветеран»: парень приехал в этот лагерь во второй раз, только в прошлом году он был приписан к физической лаборатории, а теперь занимается химией. Вопрос: «Почему физику забросил?» — Ивана явно обижает. С физикой он не расстался, просто в этом году он победил на региональной олимпиаде по химии, а значит, мог выбрать только этот профиль.

Отбор в «Лабораторию Z» строгий, и не все ребята, участвовавшие в первом проекте, смогли приехать на этот раз. В течение года специалисты Областного центра работы с одаренными детьми «ДИО-ГЕН» отслеживают региональные и всероссийские олимпиады, чтобы пригласить самых успешных школьников попробовать свои силы в науке. Нынче здесь собрались 65 ребят из Новосибирска, Бердска, Тогучинского, Кыштовского, Северного, Доволенского, Черепановского, Мошковского, Купинского, Куйбышевского, Коченёвского, Краснозёрского и Карасукского районов.

Кроме учеников 6 — 8 классов, в лагере работают учащиеся 9 — 11 классов и нынешние выпускники. У них роль стажеров при преподавателях. Преподаватели тоже молоды — это студенты НГУ, аспиранты. Лабораториями заведуют уже «настоящие» преподаватели, у каждого предмета свой куратор. Всего лабораторий десять: по три физических и математических, две химических и столько же робототехники. Каждая лаборатория, обозначенная одной из букв греческого алфавита, включает 6 — 7 юных исследователей, одного-двух ассистентов и преподавателя. А буква «Z» в названии лаборатории объясняется примерно так же, как в любимой советской комедии название операции «Ы»: «чтоб никто не догадался». Только для преподавателей, в отличие от киногероев, название стало организационным символом. Буквы дали имена не только лабораториям, но и дням: 12 дней работы «зашифровались» в самом названии «Лаборатория Z», и каждый из них расписан по минутам.

Ребята встают в 8:00 и после стандартных процедур — утренней линейки, зарядки, завтрака и уборки в комнатах — до обеда с увлечением работают в лабораториях. Молодые ученые и педагоги из центра «ДИО-ГЕН» целый год выбирали для них интересные задания, готовили материальную базу и учебные методики. А устроена «Лаборатория Z» совсем как настоящие научные центры: руководитель придумывает исследование и набирает себе штат, способный решить поставленные задачи. По словам психолога летней школы Екатерины Дёминой, это очень важный момент, потому что школьники не только создают свои первые исследовательские разработки, но еще буквально впитывают на этих занятиях парадигму научного творчества и общения.

Словом, «Лаборатория Z» вовсе не игрушки. Шутка ли — спроектировать водяную ракету или синтезировать магнитную жидкость? Да и варка мыла — непростой химический процесс: лаборанты помладше делают его вовсе не из набора «Юный мыловар».

Развлечения для учения
Для развлечений в плотном графике время все же находится. Чтобы укрепить командный дух и научить ребят ладить между собой, преподаватели проводят веселые разминки. А вечером, до и после «вечернего циркуля» (такое креативное название у еще одного обязательного построения), ребята расширяют свой кругозор и получают новые умения играючи. Для этого в «Лаборатории Z» есть специальные педагоги-организаторы. Благодаря их затеям будущие ученые уже примерили на себя роль журналистов и даже фермеров. При этом ребята постоянно удивляют своих педагогов: так, став фермерами, игроки стали создавать настоящую бизнес-стратегию нового дела.

— Хоть это и не очень педагогично — выделять одаренность именно этих ребят, но они на самом деле очень талантливые. Я проводила такую игру и в других лагерях, но допечатывать поощрительные бумажные «деньги» мне еще не приходилось — так много они заработали за счет грамотных планов, — делится впечатлениями педагог-организатор Наталья Красовская.

Особого рода разрядку предлагают ребятам преподаватели, заведующие лабораториями. Это послеобеденный «Час другой науки», где можно познакомиться с разработками остальных лабораторий. Директор летней школы Лариса Дмитриева считает это необходимым для расширения кругозора юных исследователей. К тому же в современной науке сильны интеграционные процессы, поэтому чем больше областей знаний известны ученому, тем эффективнее его труд.

Вечером ребята опять учатся. Актерскому мастерству, игре на гитаре. Смотрят хорошие фильмы. Команда преподавателей убеждена: личность будущего исследователя должна формироваться гармонично. К примеру, психолог Екатерина Демина часто сталкивается с тем, что у талантливых ребят возникают проблемы, когда они концентрируются на одном вопросе, достигают в его решении значительных успехов, сужая тем самым другие свои интересы и ухудшая коммуникативные навыки.

Общий труд
Результаты совместной работы юные сотрудники «Лаборатории Z» продемонстрируют на школьной «Интерре-2012». Помимо научных проектов, как было и в прошлом году, будет подготовлено несколько команд (в том числе и из сельских школьников, которым специально обеспечат материальную базу) для всероссийских соревнований по робототехнике в рамках инновационного форума. Кроме того, по мнению Ларисы Дмитриевой, значимость этого проекта заключается в том, что он «обкатывает» современные методики обучения, которые должны постепенно внедряться в систему образования и стать в конце концов школьным стандартом. Также проект позволяет растить педагогов для дополнительного образования, готовых в свободное от занятий наукой время передавать свои знания детям. Чтобы у детей на уроках горели глаза, в образовании должны появиться увлеченные наукой люди.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Галина КУКЛИНА, директор Областного центра работы с одаренными детьми «ДИО-ГЕН»:
— Без преувеличения можно сказать, что все проекты центра особенные и неповторимые. Летняя школа «Лаборатория Z» выражает суть и дух работы по приобщению детей и молодежи к миру увлеченных наукой людей, живущих интересно и содержательно. Проект осуществляет целая команда, состоящая из сотрудников центра и молодых педагогов: студентов, аспирантов, научных сотрудников НГУ и институтов СО РАН. Он для нас некая «точка сгущения» идей, замыслов, энергии, благодаря которой сто участников школы получат новое представление о своих возможностях.

СПРАВКА
«Лаборатория Z» — это 65 детей (46 мальчиков и 19 девочек), 9 стажерови 26 преподавателей.

Комментарии