USD 63.1697 EUR 70.3395

Левобережное столпотворение

Юлия НАЗАРЕНКО

Сравнение это появилось не случайно. Коренной новосибирец Николай Александров вспоминает, что когда-то на месте нынешней площади Маркса из сооружений была только трехэтажная водонапорная башня: «Пустырь вокруг занимала пашня. Урожаи тогда собирали знатные. И не только картофеля. За ранетками пацанва лазила через забор к моей бабушке. На возвышенности, где стоял ее дом, деревья обычно не замерзали. И после самых лютых зим сад оживал яблоневым цветом».

Новые вёсны в этих местах пахнут и выглядят иначе.

Об именах поименно
Если говорить о коренных переменах во внешнем облике площади, начать надо с идейного наполнения ее названия. Площадь носит имя основоположника теории прибавочной стоимости, автора фундаментального труда «Капитал» Карла Маркса. И площадь оправдывает это имя. На земле и под землей — лотки, павильоны, бесконечные торговые ряды. Царство карманного капитала и капиталистов карманного размера.

Площадь Маркса занимает территорию около 260 тысяч квадратных метров. Она образуется пересечением улиц Сибиряков-гвардейцев, Новогодней и Покрышкина, а также улиц Ватутина, Блюхера, проспекта Карла Маркса. К площади примыкает и улица Титова. Ежедневно пешком или на транспорте через площадь проходит шестая часть населения полуторамиллионного Новосибирска. Бывшее картофельное поле в XXI веке разделяется на несколько участков. Довольно крупных и имеющих свои названия — «Версаль», «Фестиваль», «Гранит», ГУМ, «Кристалл», «Подсолнух», «Александровский» и так далее. В основном обозначения связаны с названиями торговых центров, заместивших некогда существовавшую здесь огромную барахолку. Можно часами переходить из одного супермаркета в другой. Блеск и чистота гранитных полов внутри и грязь заплеванного тротуара снаружи.

Единственное место, которое не вызывает никаких ассоциаций с миром наживы и чистогана, — памятник маршалу авиации Покрышкину, трижды Герою Советского Союза. Часть новосибирцев убеждена: площадь Маркса было бы уместно переименовать в площадь Александра Покрышкина. Правда, официальных опросов по этому поводу не проводилось, тем не менее считается, что образ героя нам ближе и будит патриотические чувства. И, возможно, это имя снимет проклятие с центральной площади левобережья, ставшей просто торговой.

Ты туда не ходи, ты сюда ходи
Вопрос реконструкции площади… (умышленно оставим название незаполненным) поднимается уже не первый год. Речь идет не только о перспективах завершения долгостроев — их в центре левобережья немало. Пожалуй, чаще всего недобрым словом поминают горожане «титаник» советской эпохи — семнадцатиэтажный остов гостиницы «Турист», который угрожающе завис над торговым комплексом. Это самое потрясающее уродство, прикрытое самым гигантским в Новосибирске рекламным щитом. Не очень-то прохожие доверяют бетонной стене, отделяющей долгострой от живого мира. Не доверяют и прибавляют шагу. Спешим и на многое просто закрываем глаза. Ко многому привыкли. К чумазым торговцам персиками у трамвайных путей, к курящим на остановках девчонкам, к безумным вывескам на облупившихся фасадах.

Трудно не обратить внимания на недостроенное здание Дворца культуры «Сибсельмаша» — эту гигантскую, севшую на мель «баржу», врезанную между улицами Сибиряков-гвардейцев и Покрышкина. Спрашиваю у стоящих на остановке молодых людей: что же это строится? Говорят, многоуровневая стоянка для автомобилей. Это актуально. По подсчетам ООО «Концепт-Проект», к 2030 году в кварталах только вдоль проспекта Маркса будет востребовано около 14 тысяч машиномест.

Гул и смрад стоит на прилегающих к площади автомагистралях. Здесь каждый день великая пересадка: с автобуса на метро, трамвай, троллейбус, маршрутку и наоборот. Тучи народа направляются в разные концы города. Кстати, утром на площади заполняются до отказа практически все вагоны метро. Помимо «транзитных» пассажиров сюда стекаются те, кому надо попасть именно на площадь Маркса — на работу или за покупками. Удивительно, что число торговцев иной раз превышает число покупателей.

Кстати, подземные пространства новосибирцы давно привыкли использовать в качестве пешеходной зоны. Куда свежее, чем по зебре наверху. И безопаснее. Ибо столь сложной транспортной развязки, как на Маркса, пожалуй, нет больше нигде в городе.

Из дурнушки в чудо Сибири?
Сегодня, к великому сожалению, с точки зрения архитектуры, этот земельный участок — площадь Маркса — потерял свою ценность. Председатель правления Новосибирского Союза архитекторов России Игорь Поповский считает, что ситуация на площади Маркса прежде всего связана с изменениями управленческих подходов в сфере землепользования, а также с отношением к собственности. В 50-х годах площадь была запланирована по классическому принципу. Потом это перетекло в решение модернистского характера, где превалировали гигантизм, гипертрофированные, парадные, причем часто «нечеловеческих масштабов», пространства. Именно тогда появился на карте площади «дворец» «Сибсельмаша» — второй по размерам после оперного театра.

Но изменилась страна, изменились отношения. Земля стала продаваться. Хаотичность застройки на площади Маркса — отражение переходного периода, когда городское сообщество было еще недостаточно организовано и в основном инфантильно. Был в 90-х перспективный проект: сформировать так называемую трехмасштабную сетку, где крупные сооружения доминировали бы и держали масштаб площади, составляли ее каркас, средние сооружения создавали бы ее наполненность, а мелкие — киоски, павильоны — удачно дополняли и могли меняться. В этом случае можно было предлагать желающим занять определенную нишу в этой схеме и гармонично вписаться в организм левобережного центра. В принципе ничего нового, очень плотная застройка, плотнее даже, чем сейчас, но однозначно системная. Причем без агрессии к пространству.

Надо признать, что к этой территории раньше и не относились как к центру. Вот есть правый берег, и довольно. А ведь в Новосибирске существуют ментально два города — правобережье и левобережье. И потом, вспомните времена 90-х. Что стояло на первом плане? Зарабатывание денег, пополнение бюджетов. В том числе за счет реализации и муниципальной собственности, и земельных участков. Коммерция шла по пути получения сиюминутной прибыли. Застройщики упрощают проекты в сторону рационального использования занимаемых гигантских площадей. Сегодняшняя застройка давит на прохожих. Люди бегут от нее в метро. Внутри этих треугольных кварталов на территории так называемой площади Маркса совершенно отсутствует хоть какой-то намек на комфортность.

Чтобы что-то изменить, должна быть политическая воля властей предержащих. По мнению Игоря Поповского, именно власть должна выстроить партнерские отношения со всеми коммерческими агентами, которые разместились на площади. Владельцы коммерческих площадей должны прийти к пониманию, что если бизнес входит в противоречие с развитием города, то в конечном итоге город же его и поглотит. Лучше и эффективнее встроиться, интегрировать в процессе перемен.

Архитектурная несуразность площади Маркса достигла апогея. Но в этом есть плюс. Сложная задача заставляет искать неординарные подходы. Все можно и нужно повернуть и представить так, чтобы это было фишкой. Нам ничего не остается, как разыграть с достоинством имеющиеся на руках карты, пусть без единого козыря. Как сказал Игорь Поповский, новосибирцам надо как следует разозлиться и сделать так, чтобы площадь из дурнушки стала лучшей в Сибири.

Как вы думаете?

ФАКТ
По мнению новосибирских архитекторов, главная беда площади Маркса — транзитный транспортный поток с Октябрьского моста. До 2030 года поток увеличится до 10,5 тысячи автомобилей в час.

Фотографии статьи
Хаотичность застройки на площади Маркса — отражение переходного периода. Фото Михаила ПЕРМИНА
Хаотичность застройки на площади Маркса — отражение переходного периода. Фото Михаила ПЕРМИНА

Комментарии